Разнообразие художественных образов города - будто специально созданного человеком не только для жизни, но и для постоянного осмысления - поразительно.
В искусстве импрессионистов город - пространство, наполненное вечерними огнями, энергией, манящее к себе. Неподвижный взгляд героини Анны Маньяни («Мама Рома»), устремленный на новые кварталы, обнажает трагическую сторону урбанизма. В отличие от итальянского неореализма, в советском кинематографе и живописи того же времени современный город с типовой застройкой романтичен: в нем находят друг друга, признаются в чувствах или не решаются сделать это, гуляют босиком под летним дождем в сопровождении пары велосипедных колес, идут в свадебном платье по завтрашней улице. *** Выставка Тольяттинского художественного музея «ЧЕЛОВЕК И ГОРОД - КОНФЛИКТ ИЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ» предлагает взглянуть на город глазами отечественных мастеров второй половины ХХ - начала XXI века. Экспозиция построена на произведениях из фондов музея, малодоступных для публики. Причина этого известна: отсутствие у ТХМ собственного здания, а значит, достаточного количества площадей для одновременного показа постоянной и сменных экспозиций. Тем ценнее художественные события, позволяющие видеть работы из фондов.
Михаил Омбыш-Кузнецов. Большой город. 1987 [Spoiler (click to open)] Титульным произведением выставки, помещенным на афишу, стала картина Михаила Омбыш-Кузнецова «Большой город» (1987). Крупное вертикальное полотно заполнено желтым трехъярусным автобусом, передняя и задняя части кузова срезаны длинными сторонами холста. Нижняя часть композиции построена на противопоставлении двух потоков: в раскрытые двери автобуса устремляются люди, желающие попасть внутрь, немногие пытаются выбраться наружу, удалось это только одному. Повседневная ситуация, что делает гиперреализм художника очень уместным. Однако сцена воспринимается обыденной до того момента, пока взгляд не натыкается на фигуру космонавта в верхнем ярусе. Круглый белый шлем открыт, сосредоточенный взгляд, рядом - современники, никто из них не замечает особенности этого присутствия. Желание разгадать причину появления космонавта заставляет вернуться к рассматриванию пассажиров: на картине изображены мальчики и девочки, мужчины и женщины, молодежь и пенсионеры, рабочие в касках, интеллигенция, люди с рюкзаками, любитель вермута, принюхивающийся к содержимому бутылки, милиционер и многие другие. Перед нами обобщенный образ советского общества, рождающий параллели с репинским крестным ходом. Времена изменились, пыльная дорога - редкость, есть общественный транспорт (памятный многим желтый ЛиАЗ-677М), но вопрос «куда идем» актуален и для 1980-х, и сегодня. В картине имеется и другая историко-художественная аллюзия - человек в толпе входящих, вдруг обернувшийся к зрителю. ***Лиричны отношения человека и города в картине «Белая ночь» (1977-1980) Игоря Фадина (1939-2008). Зрителям она знакома по многим выставкам в ТХМ, на которых крупное квадратное полотно с присущей ленинградской школе лаконичностью композиции и сдержанностью колористического решения неизменно притягивало к себе внимание. Движение Фадина по художественной стезе было очень последовательным: Городская художественная школа, Ленинградское художественное училище (Таврическое), факультет живописи Института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, где он учился в мастерской профессора А. Д. Зайцева, а затем под его руководством - в аспирантуре. После ее окончания (1969) Фадин три года преподавал рисунок в alma mater, вступил в Союз художников СССР, а в 33 года перестал преподавать в репинском институте.
Игорь Фадин. Белая ночь. 1977-1980
Избирательное путешествие в его творческую биографию в какой-то степени позволяет понять истоки художественной системы «Белой ночи», ее образного решения, ритмической легкости, тонкого мастерства, с которым она выполнена. В полотне из тольяттинского музея И. Фадин выстроил выразительный диалог человека с городом на Неве, художника с его любимой - картина не дает в этом усомниться - пейзажной натурой. *** Этот же город представлен в крупноформатной картине Михаила Канеева «Ленинград. Дворцовая площадь» (1980). Живопись свободна, артистична, светлые поверхности дождевых луж на переднем плане сделаны флейцем. Значительную часть полотна занимает мокрый асфальт, задающий колорит всему произведению, гармонирующий с охристыми деревьями, дымчато-голубыми отражениями, графитовым Исаакиевским собором с бронзовым куполом. Виды Москвы показаны на полотнах заслуженных мастеров, выпускников репинского института. Ефим Дешалыт - создатель Мастерской диорамного искусства, народный художник РСФСР. Из четырех его работ, переданных в ТХМ из Росизопропаганды (1991), в экспозицию вошли «Красная площадь Москвы» и «Московский Кремль утром». Его картины, выполненные в классическом жанре ведуты, сочетают точность фиксации архитектурных ансамблей с тонко разработанным колористическим решением. Уроженец Бузулука Юрий Павлов - автор картины «Звезды над городом», главным объектом которой является одна из высоток, что, наряду с Кремлем, формируют узнаваемую Москву. Точное отражение реального объекта неинтересно автору, он создает среду, растворяющую лишние детали. Картину «Яуза» московский живописец Юрий Гусев написал в сдержанных тонах, пастозно. Осенняя река, здания и каменные берега с металлическими ограждениями припорошены снегом. Колорит произведения построен на сочетании тёмных оливковых, серого, карминно-розового и белого, однако на основе этого цветового квартета развита богатая палитра оттенков. Благодаря ей, а также технике письма создан пейзаж-настроение, тонко выразивший состояние человека и природы через вибрации прохладного воздуха, угасающий день, тишину, поселившуюся в этом уголке Москвы. *** Старинные города Тверской области, стоящие на Волге и ее притоках, стали темой для серии ксилографий Анатолия Калашникова (1930-2007). Анатолий Иванович - приметная фигура в истории отечественной графики. Художественные достоинства его эстампов, экслибрисов, почтовых марок закономерно привели к присвоению ему звания заслуженного художника РСФСР, присуждению дипломов и медалей международных выставок, избранию почетным членом Королевского общества художников-графиков Великобритании. В серию ксилографий «Волга - русская река» включены изображения Путевого дворца, памятников Афанасию Никитину и Александру Пушкину, истока Волги и Ниловой Пустыни, торговых рядов в Кимрах, Пятницкой церкви в Старицах... Эстампам Калашникова присущи строгость стиля и при этом свободная игра с формой и масштабом, из-за чего знакомые объекты предстают в непривычном виде. Так, изображая Путевой дворец, он отказался от показа протяженного фасада, сконцентрировав внимание на одном из двух флигелей под куполами, который показал особым образом: купол и фрагмент фасада здания проглядывают сквозь его гипертрофированную по размерам деталь - барочное овальное окно на переднем плане. Деталь и целое стали равнозначны в формировании композиции листа, и эта авторская вольность никак не уменьшает узнаваемости архитектурного памятника. *** На картине «Псково-Печерская лавра» самарского живописца Ивана Комиссарова архитектура и пейзаж проступают на характерной для него шероховатой поверхности, вылепленной из мазков благородных сумрачных оттенков. Его же «Переславль» - яркий и звонкий, несмотря на тёмное небо, со снегом и полосатыми половичками на переднем плане. Каждая картина Николая Шеина - самобытная мелодия со своей ритмической организацией. Композиция «Квартала в Самаре» построена на развитии движения вверх и вдаль: рядами расположены улицы, застроенные снизу маленькими домиками, затем яркими по цвету деревянными домами и деревянными на каменном полуподвале, завершают это восхождение многоэтажки на горизонте. Так художник показывает характерное для Самары соседство традиционной и современной застройки. Слева от квартала - река, справа - рельсы, по которым по-утреннему энергично мчатся красные трамваи. В другой картине торжественный светлый мост упруго изгибается, вторя линии речного берега, дорогам, дыму, извивающемуся из заводских труб. Последние в произведениях Шеина никогда не противопоставлены городу и человеку, они - органичная часть урбанистического мира. Художественность в производственных объектах выявляет и Александр Пантелеев, автор архитектонично выстроенной картины «Домны Череповца». *** В тольяттинских пейзажах показаны два города: построенный взамен затопленного в 1954 году и модернистский. Красоту первого воспел Николай Шумкин («Неожиданный снег», «Утро на Площади Свободы»), для живописи которого характерны пространственная развитость композиции, артистичность мазка, свежесть цвета. Образ модернистского Тольятти раскрыт в пейзаже Валерия Бузина. Очень небольшую часть его картины «Город в степи. Радуга» занимает строящийся квартал, над ним сходятся два неба: грозовое черное, выгодно подчеркивающее белизну многоэтажных домов, на которое справа надвигается проясняющееся голубое, пересекаемое радугой. Иначе Тольятти показан в картине Михаила Зыкова «Новый город» (1990). Художнику дороги строгость формы, монохромность, обилие параллельных линий и перспектив. Колористически мрачноват «Наш подъезд» (1980) Александра Иванцева, тем не менее картина рождает теплые воспоминания о времени, когда в подъездах было много света, так как большую часть дверного полотна входных дверей занимало стекло, установленное в светлый алюминиевый профиль.
Владимир Прокофьев. Город и время
Население быстро растущего нового Тольятти в географическом отношении было пестрым, вот и картина Галины Архиповой «Старый двор» - лиричное воспоминание о родном Хабаровске. Произведение написано темперой, стилистически связано с декоративной трактовкой формы, характерной для 1970-х. *** Повседневная жизнь провинции показана в картинах-грезах Николая Зубкова («Вечерний разговор») и элегантных композициях Бориса Вакса («У нас во дворе»). «Ялта» Вениамина Клецеля - вечерняя, прохладная, слегка мистическая, а Людмила Косточка как бы небрежно распределяет по поверхности полотна оранжевые пятна сложенных зонтов и мебели уличного кафе, заставляя плавиться вокруг них нагретый дневной воздух. Средиземноморским городам посвящены картины классика отечественного искусства Сергея Лучишкина («Сорренто») и тольяттинского живописца Веры Кондулуковой («Раскопки древнего города. Кипр»); туманный, почти призрачный Гент - в диптихе Рината Бикташева. Художник Виктор Чулович безо всякой детализации майоликовых орнаментов создает образ самаркандской мечети Биби-Ханым. Ритм, сформированный наклоном домов и крыш в картине Байрама Саламова, вторит неспешной музыке, плывущей над селением. *** Выставка интересная, обо всем не рассказать. Единственное сомнение, возникшее на вернисаже, связано с ее названием: не слишком ли претенциозно оно сформулировано. По сути, предложено путешествие во времени и пространстве, для чего первой части - «Человек и город» - было бы достаточно. Чтобы оправдать существующее название, требуется проблемное выстраивание экспозиции, что, возможно, не позволили сделать фонды.
* Кандидат искусствоведения, преподаватель Лицея искусств г. о. Тольятти.
Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 31 августа 2022 года, № 15-16 (236-237)