Этот вечер немного смахивал на тайную встречу секты свидетелей хорошего театра. Свидетелей было ровно пятьдесят, по числу мест в небольшом помещении театра «Место встречи». Я попала в число «свидетелей», буквально впрыгнув «в последний вагон», ибо билеты разлетелись вмиг. Уверена, что счастливых свидетелей было бы гораздо больше, если бы этому проекту, который его автор Алла Коровкина и участница Елена Орлова, не сговариваясь, назвали авантюрой, предоставили не маленький зал частного театра, а сцену побольше.
После спектакля - Сергей Маркелов, Елена Харитонова, Алла Коровкина, Ольга Шебуева и Елена Орлова [Spoiler (click to open)] Впрочем, это тема для другого разговора. А мы вернемся к «Морковне». Кстати, респект Алле Венадиевне, давшей своей пьесе это загадочное имя, - вот он, истинный талант нейминга. «О чем «Морковна»? - думает будущий зритель. - Какая-то заячья проблематика? Деревенская тема? Про что это, черт возьми?» И ноги сами несут истомленного интригой зрителя к месту событий. Забегая вперед, скажу, что Морковна на самом деле - Марковна, отчество Майи. Некогда она выходила на сцену театра, а теперь - из подсобки в зальчик маленького кафе, с ведром и тряпкой, подгоняемая резвым администратором, годящимся ей в сыновья (Сергей Маркелов). Вот такие кунштюки подчас проделывает актерская судьба. «Морковна» тоже своего рода кунштюк актерских судеб, потому что приманила и свела в одном сюжете трех замечательных актрис из разных городов, но с общим театральным прошлым. Все они называют себя актрисами Петра Львовича Монастырского, а их имена хорошо знакомы самарским театралам. Заслуженная артистка России Ольга ШЕБУЕВА выходит в спектакле «Моя Марлен» Самарской Актерской Мастерской «Доктор Чехов». Заслуженная артистка России Елена ОРЛОВА в Тюмени обучает студентов актерской профессии и руководит театром «Группа товарищей». Народная артистка России Елена ХАРИТОНОВА - ведущая актриса Академического Малого театра в Москве. Автор проекта «Морковна» Алла КОРОВКИНА - тоже актриса Монастырского, с некоторых пор успешно свернувшая на путь драматургии и режиссуры. «Морковна» - не спектакль, это читакль, по крайней мере, именно так он обозначен автором. Разница понятна: спектакль долго готовится, шьются костюмы, строятся декорации, учатся роли, идут репетиции, тратится много-много денег на крупное и мелкое, суетится много-много людей - каждый на своем участке. Здесь всё буквально на лету. Текст пьесы получили заранее, но репетировали всего три дня по шесть часов. Пьеса была перед глазами, потому что читакль. Но зритель забыл об этой условности очень быстро.
Алла Коровкина Это еще не спектакль, но уже не читка пьесы. Текст еще не лег на память, это как бы первое восприятие актером своей роли и пьесы в целом. Всё наживую, всё еще не отлито в граните. Когда мы репетировали - пробовали и так и эдак, а на читакле заиграли совсем по-другому.
Не знаю, как это получилось у актрис Монастырского, но это было чем угодно, но не читкой по тексту. Это был настоящий театр с прекрасными моментами импровизации.
Елена Орлова Ляля (Ольга Шебуева) спросила меня, как я отношусь к идее театральной встречи в Самаре. Я тут же ответила «да». Я по жизни соглашаюсь на любую авантюру, а уже потом начинаю думать. Чего бы не почитать пьесу? Я была уверена, что у нас будет время на разбор, читку, элементы игры, но никак не ожидала, что всё произойдет за три дня! Это был вечер-встреча друзей с друзьями - и актерами, и зрителями.
Героиня читакля Рая - шумная, колоритная, отчаянно влюбленная в театр - случайно проливает вино на папочку с текстом пьесы. И тут же шумно слизывает красную лужицу, и это очень смешно и точно. Отличная мизансцена, которую стоило бы придумать, но это моментальная импровизация Елены Орловой, о чем я узнала уже потом. Или вот: Фая, героиня Ольги Шебуевой, вдруг понимает, что сцена для нее в прошлом, она произносит страшную фразу: «Я артистка, но я никому не нужна». И вдруг в ответ - пронзительные слова Майи: «Ты прекрасна! Ты сама не понимаешь, как ты прекрасна!» Эта реплика Елены Харитоновой родилась здесь и сейчас из самого сердца. В центре сюжета пьесы - на первый взгляд спонтанная, но на самом деле срежиссированная одной из героинь встреча трех актрис и подруг Майи, Раи и Фаи, когда-то разведенных судьбой и обидой по разные стороны рампы. Для каждой театр - подлинная и единственная жизнь. Для кого-то драматически утраченная. Для кого-то манящая как синяя птица. И эта встреча возвращает всех троих в лоно театра, дарит забытое чувство самозабвения в роли. А точнее - в великих ролях Елизаветы Тюдор и Марии Стюарт, превративших уборщицу в кафе и артистку на пенсии в царственно прекрасных женщин. Это маленький режиссерский триумф их подруги Раи, мечтающей о великом спектакле. Конечно, в этом читаются параллели со встречей трех «монастырских» актрис в Самаре, с той лишь разницей, что все три сохранили дружбу и успешны в своих театральных ипостасях.
Алла Коровкина Образы, взаимоотношения героев списаны с моих друзей, подруг. Но прямых аналогий, конечно, нет. Я живу с чувством невероятной благодарности тому театру, из которого мы все вышли. Мы с Ольгой долго искали исполнителей на эти роли. Рассказали Лене Харитоновой про нашу идею, и она согласилась. Сейчас в Малом театре новой драмы нет, ей стало интересно. Моя мечта сбылась! Это своего рода процесс омоложения, возвращение студенческого ритма существования в театре. У Лены в Малом - служебная машина, отдельная гримерка, звание народной артистки. А здесь она как девочка бегала с реквизитом и была счастлива. Получилась хорошая авантюра, превратившаяся в обыкновенное чудо.
Есть соблазн погрузиться в пучину ностальгии - зрители увидели трех любимых актрис в пьесе не менее любимой актрисы, а теперь и драматурга, и всё это воспоминания о театре Монастырского. К тому же в финале к инструменту вышел Марк Левянт и аккомпанировал своей легендарной песне «Снова с нуля», которой подпевал весь зал. Так и тянет старчески проскрипеть: «Вот в наше время!..» Но нет! Это была новая талантливая пьеса, новый спектакль/читакль, это был высокий класс актерского существования, о котором в последние годы в Самаре как-то подзабылось. Это были новые Шебуева, Орлова и Харитонова. Очень талантливые, живые и органичные. Их хочется снова вместе увидеть на сцене. Потому что свидетелей хорошего театра должно быть много, гораздо больше пятидесяти.
* Публицист, прозаик, музыкальный критик, заместитель главного редактора Самарского областного вещательного агентства, член Союза журналистов и Союза кинематографистов России, «Золотое перо губернии»
Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 31 августа 2022 года, № 15-16 (236-237)