Скромное обаяние таланта

Sep 03, 2022 11:28

Сегодня юбилей у артиста театра «Самарская площадь» Владимира Лоркина. Новых творческих удач, Володя! Здоровья! И неизбывного желания творить!

Маргарита ПЕТРОВА

Есть актеры - чистый холст: бери и пиши что душе угодно. А есть - кто в каждую роль привносят частицу своей индивидуальности. Его чуть лукавый прищур и обаятельная улыбка - не основная краска при создании образа, но ненавязчивая подпись на холсте, позволяющая безошибочно отличить его авторский почерк.

Владимир ЛОРКИН занят во всех лучших спектаклях театра «Самарская площадь». На него делают ставку и художественный руководитель коллектива Евгений Дробышев, и приглашенные режиссеры. Он из тех редких актеров, которые умеют играть классику. Не декламировать хрестоматийные фразы, нарядившись в побитый молью сюртук, а наполнять дыханием современной жизни произведения, написанные сто или двести лет назад.


Владимир Лоркин в роли Ивана Андреевича Шабрина в спектакле «Чужая жена и муж под кроватью». Справа - Сергей Булатов в роли Ивана Ильича Творогова
[Spoiler (click to open)]
Именно ему режиссер Ирина Керученко отдала главную роль в одном из лучших самарских спектаклей последних лет - «Кроткая». Владимир Лоркин наполняет героя повести Достоевского не только искренней болью и страданием, но и противоречием, свойственным каждому человеку. В те моменты, когда персонаж напускает на себя строгость, лицо актера становится до смешного серьезным. Мы видим, что делает он это не от сердца, а, как это часто бывает у Достоевского, заигравшись в теории и придуманные системы. И недоумеваем: зачем? По всем правилам мужского представления о долге - делать, не задавая лишних вопросов.
Совсем другого героя - неспособного остановить свой выбор на одном из двух решений: венчаться или нет, создает Владимир Лоркин в спектакле «Женитьба» по одноименной пьесе Гоголя. Два долгих акта его Подколесин проявляет крайнюю медлительность в решении своей любовно-демографической проблемы. Видимая невооруженным глазом борьба, происходящая в его душе, хоть и вызывает улыбку, но от этого не перестает быть драматичной. Ведь для него конфликт между желанием жениться и страхом перед неизвестностью брака сродни гамлетовскому «быть или не быть».
В постановке Александра Кладько «Чужая жена и муж под кроватью» Владимир Лоркин вновь примеряет на себя костюм героя Достоевского. Если в спектакле «Кроткая» он раскрывал трагическую сторону творчества Федора Михайловича, то здесь блестяще справляется с комической. Наделенный редким даром смешить с серьезным лицом, он виртуозно передает все отображенные в прозаическом тексте оттенки переживаний героя. Оскорбленное самолюбие, сомнение, ревность, страх, попытки сохранить чувство собственного достоинства в самых нелепых ситуациях и местах (например, под кроватью) - весь спектр духовных терзаний персонажа актер демонстрирует зрителям.
В спектакле Евгения Дробышева «Красное вино победы» по рассказу Евгения Носова Владимир Лоркин также отвечает за юмористическую краску. Фотограф в его исполнении появляется на сцене словно в отдельном комическом номере. Худой и невзрачно одетый, он немного напоминает узника концлагеря. Но это всего лишь совпадение. Одна из причудливых гримас судьбы.
Такая же, например, как то, что в еще одном блестящем спектакле театра «Самарская площадь» - «Кавказский меловой круг» - порочный круг зла, который запускает один персонаж Владимира Лоркина, а разрывает в конце другой герой в его исполнении. Искаженное гримасой злобы и зависти лицо князя Арсена Казбеки сменяется в финале застенчивой улыбкой деревенского писаря Аздака. Совершенно неожиданно, причем даже для самого себя, нелепый судья оказывается настоящим гласом справедливости и мечом правосудия. Так режиссер Дробышев закольцовывает притчевую историю Бертольда Брехта.
Но репертуар Владимира Лоркина не ограничивается только классическими произведениями (если применительно к классике вообще можно использовать слово «ограничение»). Он смело и с удовольствием принимает участие в режиссерских экспериментах Евгения Дробышева. Вместе с тремя коллегами по театру он воплотил на сцене одну из самых популярных и запутанных современных пьес - «Иллюзии» Ивана Вырыпаева. Максимально дистанцируясь от персонажей, Екатерина Репина, Анастасия Карпинская, Сергей Булатов и Владимир Лоркин подтрунивают друг над другом, играют не столько роли, сколько со зрителем.
Может быть, удовольствие, которое артист с большим стажем не разучился получать от своей работы в театре, и дает ему возможность быть разным в каждой роли, оставаясь при этом самим собой.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 31 августа 2022 года, № 15-16 (236-237)

Театр

Previous post Next post
Up