В течение месяца в Тольятти проходили Летняя оркестровая академия и фестиваль оркестровых музыкантов «Классика OPEN FEST», организованные Ассоциацией «МСО Поволжья». В этом году проекту исполнилось 20 лет и впервые в программе кроме Молодежного симфонического оркестра Поволжья работали еще два - русский и джазовый. Отбор в коллективы проходил по видеоконкурсу. Молодые музыканты в сжатые сроки методом «погружения» освоили несколько этапов создания концертных программ: конкурсный отбор - самостоятельное разучивание партий - групповые и общие репетиции - мастер-классы и лаборатории (оркестровое и ансамблевое музицирование) - концерты. Каждый из оркестров исполнил от 5 до 10 концертов в рамках фестиваля - в Тольятти, Ульяновске, Димитровграде, Альметьевске, Жигулевске и Самаре. В составе оркестров - студенты учебных заведений искусств Самары, Тольятти, Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира, Вологды, Казани, Нижнего Новгорода, Оренбурга, Петрозаводска, Ростова-на-Дону, Чебоксар. Кроме молодых музыкантов в фестивале приняли участие «звездные» «выпускники» МСО: Валентин Урюпин, Максим Емельянычев, Тимур Зангиев. Авторы «Свежей газеты. Культуры» были на концертах фестиваля «Классика OPEN FEST». В сегодняшнем номере - материалы о русском и симфоническом оркестрах. В следующем номере - о джазовом.
Ирина ВАСИРУК *
В Струковском саду состоялся грандиозный гала-концерт Молодежного русского оркестра Поволжья. Этот уникальный коллектив талантливых молодых музыкантов в возрасте от 16 до 28 лет был создан впервые в этом, 2022 году. В его составе студенты и аспиранты музыкальных колледжей и вузов из Тольятти, Самары, Ульяновска, Казани, Петрозаводска, Нижнего Новгорода, Подмосковья, Санкт-Петербурга, Вологды, Великого Новгорода, Пскова, Мурманской области. В концерте принял участие Русский оркестр Тольяттинской филармонии.
Молодежный русский оркестр Поволжья [Spoiler (click to open)] Молодежный русский оркестр Поволжья первым открыл череду гала-концертов в рамках Летней молодежной оркестровой академии на Волге и фестиваля оркестровых музыкантов «Классика Open Fest», проходивших в Тольятти при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив.
Слева направо: художественный руководитель и главный дирижер Молодежного симфонического оркестра Поволжья Анатолий Левин, художественный руководитель и главный дирижер Молодежного русского оркестра Поволжья Василий Кормишин, художественный руководитель и главный дирижер Молодежного джазового оркестра Поволжья Андрей Мачнев Кстати сказать, в Летнем театре Струковского сада не всегда бывает аншлаг, а в этот солнечный летний вечер желающих услышать оркестр народных инструментов было очень много. Родители с детьми, студенты и молодежь, убеленные сединой пенсионеры с огромным нетерпением ждали начала двух с половиной часового музыкального действа. Столь продолжительный поток музыки выдержали все, даже дети. Если сначала они слушали и с интересом рассматривали различные музыкальные инструменты, то позже включились в сценический процесс: начали танцевать и подпевать. Программа концерта была крайне разнообразной. «Пиратские и цыганские песни, танго из кино, балканские и молдавские мелодии, русские народные и Чайковский - всё, всё может сыграть оркестр народных инструментов», - именно так охарактеризовал возможности коллектива Михаил Тоцкий, дирижер и солист Молодежного русского оркестра Поволжья, заслуженный артист Республики Карелии. А открыл программу вальс «Метеор» Василия Андреева. За дирижерским пультом был Василий Кормишин - художественный руководитель и главный дирижер Русского оркестра Тольяттинской филармонии. Праздничный характер вальса был подхвачен обработкой русской народной песни «Светит месяц». Разнообразная оркестровка В. Андреева позволила насладиться яркими перепадами динамики, тутти оркестра и соло отдельных групп инструментов, услышать многообразие ударных - трещотки, колокольчики, ксилофон… Яркое и блестящее звучание оркестра регулировал дирижер Михаил Тоцкий. Вслед за дирижерами-профессионалами на сцену вышли дирижеры-стажеры. Звучанием I части Концерта для домры с оркестром Николая Будашкина руководил Сергей Антонов, студент Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова. Солистка - студентка колледжа при Петрозаводской консерватории Башкадыр Сулейманова. Как сказал Василий Кормишин, «мы хотим получать радость от общения, от нашего совместного творческого роста». У молодых музыкантов из Карелии это очень хорошо получилось. Следующим свои навыки дирижирования демонстрировал Алмаз Зарипов, студент Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова. Особенно необычным было начало, когда солировали басовые балалайки и колокольчики. С перерывами появлялись то откровенные «жалобы» флейты, то нежные «подпевания» домр. Третий дирижер-стажер, Юрий Мухин, для своего выступления выбрал Танец с саблями из балета «Гаянэ» Арама Хачатуряна. Студенту Нижегородской государственной консерватории имени М. И. Глинки помогала солистка Анастасия Васильева (ксилофон; Петрозаводск). Слушатели порадовались звучанию русских народных песен, например, «Ой, мороз, мороз» в «Сибирских гуляниях» Валерия Ульянкина. Инструментальным открытием стало произведение Евгения Костянского «Гротеск и размышление», в котором свои технические возможности показывали солисты-балалаечники Александр Шаров, Сергей Антонов, Юлия Ерина и Михаил Пашин. Даже каденционные пассажи были поделены между солистами. Это и не удивительно, ведь «каждый молодой оркестрант - солист», как сказал в интервью Василий Кормишин. Выступление Варвары Емельяновой на гуслях звончатых с собственным вариантом прочтения мелодии романса «Однозвучно гремит колокольчик» стало оркестровым перерывом в гала-концерте. Тембр гуслей не похож ни на один инструмент, а в руках выпускницы Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова они словно вводили в старинный терем и открывали мир древних сказаний. Лишь в следующем номере, «Фантазии на три русские темы» Константина Шабанова, оркестр подхватил переливы гуслей. Зачарованные звуками гуслей слушатели радостно и активно переключились на любимую «Кадриль». Тем более что яркая и известная мелодия была исполнена Сергеем Антоновым (балалайка) на высочайшем профессиональном уровне. Талантливый молодой музыкант, стажер-дирижер и ансамблист, теперь предстал и как солист. Главным же в успехе этого номера были артистизм, эмоциональность и открытость исполнителя. Зрители буквально хотели пуститься в пляс и под крики «Браво!» оценили выступление продолжительными аплодисментами. Неменьший восторг испытали гости концерта при выступлении концертмейстера группы домр Анны Игнатовой. Уроженка Тольятти, а ныне - студентка Санкт-Петербургской государственной консерватории, Игнатова в произведении Цыганкова показала многочисленные возможности домры, особенно в неожиданных джазовых аранжировках романса «Однозвучно гремит колокольчик». В исполнении молодой солистки присутствовал особый женский артистизм. Этот исполнительский дар продемонстрировала и Алиса Манахова-Седова, студентка Самарского государственного института культуры. В ее представлении «Колыбельной четырех дождей» Станислава Пожлакова и Леонида Лучкина было столько тепла и материнской любви, искренности и тонкого понимания смысла, что публика по достоинству оценила выступление. Криками «Браво!» и горячими аплодисментами закончилась и русская песня «Ой, на ком у нас кудри русые» в ее исполнении. Следующим откровением для публики стало появление Михаила Тоцкого в роли солиста, причем вначале он продемонстрировал аккордину и бандонеон. Это был не просто солист, а солист-виртуоз. Благодарная публика с радостью, в приподнятом настроении слушала попурри на темы французских песен Бориса Векслера, «Либертанго» Астора Пьяццоллы. Исполнительское мастерство сочеталось с пониманием «задачи музыканта - получить удовольствие от собственного исполнения и доставить удовольствие зрителям». Именно так и получилось. Удовольствие от музыкального представления продолжилось и дальше. «Праздник на Молдаванке» Виктора Власова и популярный народный танец «Молдовеняска» зарядили энергией и темпераментом всех: и исполнителей-музыкантов, и слушателей. Мастерски звучали переклички соло инструментов с оркестром, образуя невероятную игру тембров. Финальный номер концертной программы сочетал в себе и исполнение на музыкальных инструментах, и актерскую игру, и ансамбль дирижеров. Всеми любимая русская народная песня «Ой, полна, полна коробушка» блестяще звучала у всех групп оркестра под руководством всех дирижеров (и трех стажеров, и двух профессионалов). Их выходы на сцену развлекали публику, ведь были неожиданными. Каждый дирижер еще и играл на разных инструментах. Результат - прекрасный музыкальный спектакль, в котором участвовали все «молодые, талантливые, очень энергичные и целеустремленные» участники Молодежного русского оркестра Поволжья, коллектив Русского народного оркестра Тольяттинской филармонии. Такой мощный, яркий гала-концерт стал возможен потому, что уже на репетициях ребята молодежного оркестра находились в приподнятом настроении и относились к подготовке программ с азартом. Михаил Тоцкий признался: «Такая отдача от работы освежает, что всегда важно для творческого человека». Цель, которую ставили перед собой организаторы академии, выполнена, как говорится, на все сто процентов. «Наша задача была за короткий срок собрать большую концертную программу. Это под силу профессиональному оркестру» (Василий Кормишин). На сцене выступал настоящий профессиональный оркестр, подаривший самарским слушателям невероятные эмоции и нереальную энергетику. Будем ждать следующей Летней молодежной академии на Волге!
Директор Тольяттинской филармонии, руководитель проекта «Молодежные оркестры Поволжья» Лидия Семёнова (в центре) с музыкантами МСО
* Музыковед, кандидат искусствоведения
Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 31 августа 2022 года, № 15-16 (236-237)