Игры в песочнице, или Сказки для взрослых

Aug 31, 2022 17:36

Рубрика: Как я провёл этим летом

Татьяна ГРУЗИНЦЕВА

На самарской набережной в шестой раз прошел один из самых шумных летних фестивалей - «ВолгаФест». И один из самых любимых, потому что на берегу реки, потому что можно с купанием и ничегонеделанием совместить познавательные лекции, интересные встречи, плюс хорошая музыка - например, «иронично-психоделичный и кинематографически коварный фанк» или «дрим-поп-трио с мощной волжской лирикой». Кроме того, ломающие стереотипы и привычный взгляд на вещи арт-объекты, перформансы и все такое прочее.


[Spoiler (click to open)]
В этом году фестиваль набережных практически полностью сместился на пляж. Это добавило необязательности и сроднило с другими летними фестивалями на природе, местами возникало ощущение Грушинского или «Протоки» (был даже костерок). С перемещением на песок ушла и некая светскость мероприятия: если на набережной ты как городской житель щеголяешь в нарядах, то буквально несколько ступенек вниз - и уже можно сорвать с себя одежду и остаться в купальнике. Или пуще того: расстелив полотенце на песочке, взяться за арбуз, не обращая внимания на шуршащие и скрипящие песком проходящие рядом ноги.
Кстати, о конечностях: на участке под названием «Лес» прямо из деревьев росли руки - пластиковые, конечно. Рядом с лесом рук на травке - белые панцирные кровати. Кровати пользовались большой популярностью у отдыхающих.
Тема фестиваля этого года - «Детство». А к детству прилагается домик на дереве - «Дом Устинова» (одна из музыкальных площадок), игры в песочнице (раскапывание скелета волгозавра и прочих археологических редкостей), запуск воздушных змеев и всякие лазилки типа лабиринта из досок. Лес-лабиринт построило для волжан московское архитектурное бюро «Дружба». В деревянном лабиринте спрятаны гнезда, норы, дупла, устланные душистым сеном, в норах и гнездах можно спрятаться от взрослых, причем не только детям. Тема фестиваля «Детство», но это не означает, что только для детей.
Художественный руководитель «ВолгаФеста» Михаил Савченко пояснил: «Традиционно детская аудитория была самой благодатной, но мы не хотели делать именно детский фестиваль, мы постарались сделать на грани».
«ВолгаФест 2022» скорее рассматривает тему детства, помогая взрослым вспомнить себя и понять детей. Частью программы стал Фестивальный клуб от «Сбера», где ежедневно проходили лекции об увлечениях тинейджеров, о правах ребенка, об отношениях с родителями, об экологии и финансовой грамотности для детей.
На другой площадке - под названием «Музейная сцена» (пространство, похожее на Стоунхендж или святилище друидов) - в один из вечеров читали страшные сказки Шарля Перро без купюр. Не каждый взрослый выдержит.
Тема детства подсказала сказочность в оформлении пространства: одним из самых заметных арт-объектов стал великан из соломы Алангасар от мастеров «Творческой дачи» из Ижевска. Художники из Удмуртии уже не первый раз принимают участие в фестивале, эта же команда несколько лет назад выстраивала на песке русскую избу, затем деревянную русскую народную пирамиду, увенчанную стеклянным тетраэдром с человеком внутри. На этот раз художники обратились к удмуртскому эпосу.
На пляж вышли самарские музеи, образовав «Музейное царство». В частности, Музей Алабина знакомил с предметами старины и быта. Посетителям предлагалось примерить сарафаны и бороды волжан.
Центр современной культуры «Нулевая комната» представил себя павильоном «Небесные чертоги» - с подушками, лежанками, развевающимися занавесями и книжками. А Музей Модерна, назвав свою площадку «Подводный мир» (да, есть некая связь с текучими водами и стилем модерн), позволил детям оживлять камни (краски и кисти в свободном доступе), стучать по хангу и украшать скульптуру (волжскую нимфу) лентами, цветами.
«Мне кажется, очень здорово, что «ВолгаФест» в этом году закрывает наш фестивальный и летний сезон, - сказала министр культуры Самарской области Татьяна Мрдуляш. - Этот год получился очень насыщенным с точки зрения культурных событий. Мы начали со Студвесны и фестивалями классической музыки продолжили лето. Было много концертов на открытых площадках. Прошли Грушинский фестиваль, Самфест. Сейчас «ВолгаФест» как главный фестиваль лета закрывает сезон, после чего можно с чистой совестью идти в школу».
Главной фишкой «ВолгаФеста» в этом году стал спектакль «Сказка о потерянном голосе». Каждый вечер в выстроенном из нестроганых досок амфитеатре собиралась публика и с замиранием сердца, отсчитывая секунды, следила за закатом. Когда солнце скрывалось за макушками деревьев, начинали представление: выбегали артисты, сыпался песок, дул ветер, брызги воды обдавали зрителей, горел огонь. В один из дней в возникшей паузе вдруг кто-то из детей строго выкрикнул: «Они что, не знают: огонь - это не игрушки!», и начавшееся было фаер-шоу закончилось.
Сказку о волжской русалочке, потерявшей голос, но обретшей его, пройдя через четыре стихии, написал самарский писатель Денис Либстер вместе с участниками детской лаборатории. В спектакле приняли участие как профессиональные артисты (текст автора, например, читал актер академической драмы Владимир Сухов), так и самодеятельные. Надо сказать, что перед исполнителями стояла серьезная задача. Все мы знаем: невозможно переиграть детей и животных. А как переиграть Волгу? То на фоне заката байдарки покажутся, то гребцы на сапах отвлекут внимание, в один из вечеров одна за другой начали проплывать яхты, но артисты смогли удержать внимание на себе. Представление каждый вечер собирало просто толпы зрителей, те, кто не умещался в амфитеатре, смотрели из-за ограждения.
Сказка о волжской царевне, которая своим пением пробуждает солнце, воплощена через хореографию, автором которой стала Анастасия Шаброва. Режиссер спектакля - Сергей Кривчиков. Немного наивно, но зрелищно - почему бы и нет. А наблюдать закат и постоянно меняющийся волжский пейзаж в ожидании спектакля - отдельное удовольствие.
Чтобы понять «ВолгаФест», надо было ходить на набережную ежедневно, потому что менялся не только пейзаж, но и наполнение: в «Музейном царстве» плелись и увеличивались в размерах какие-то сети (то ли рыболовные, то ли паучьи), возле удмуртского великана появлялись новые арт-объекты. А порой начиналось совсем незапланированное: огромный воздушный шар поднимался над пляжем, фаерщики устраивали импровизированное шоу.
Огня и света на этом фестивале хватало: разноцветные подсветки, оживляющие в ночное время лабиринт, арт-объекты, «Музейную сцену». Отдельно подсвечивались ручки, растущие из деревьев, в темноте начинал переливаться «Дом Устинова», но было и живого огня в достатке. В этот раз на фестивале горели костры. И в целом, если день и даже сумерки еще принадлежали детям и сказке, то после захода солнца начинала твориться мифология. Пляжная, конечно.

Окончание - в следующем номере

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 31 августа 2022 года, № 15-16 (236-237)

Фестивали, Культура Самары

Previous post Next post
Up