«Мы будем звать себя всегда птенцами Вашего гнезда»

Aug 31, 2022 14:51

Светлана ВНУКОВА *

В «Горький-центре» прошел научный семинар, посвященный 70-летию Юрия ОРЛИЦКОГО, литературоведа, поэта, который, живя в Самаре, был одним из центров притяжения творческих сил и инициатором проектов, некоторые из которых существуют и поныне. «Свежая газета» публикует воспоминания членов созданного им клуба «Поэзия».


Юрий Орлицкий (сидит) с членами клуба «Поэзия»
[Spoiler (click to open)]
Юлия Гольц:
По профессии я - учитель химии. Вот тоже удивительная вещь: многие из нас, тех, кто занимался у Юрия Борисовича, что-то преподают. Если не в школе или вузе, то курсы какие-то ведут, публичные лекции читают. Не все, но очень многие.
К Юрию Борисовичу я пришла в 13 лет. Пришла я с подружкой-одноклассницей. Мы жили неподалеку от юношеской библиотеки. Решили записаться, а нам говорят: «Нужен паспорт». А у нас паспорта нет. В субботу вечером идем мимо: абонемент закрыт, но в читальном зале люди, на столах зеленые лампы горят - и что-то интересное происходит. Подружка говорит: «Давай зайдем? Выгонят так выгонят». И мы зашли, тихонечко сели, и нас не выгнали. Хотя там все были много старше. На другой день мы взяли паспорта наших мам, по паспортам этим записались в библиотеку и прижились. И в библиотеке, и в клубе.
Здесь была литература, и в читальном зале можно было почитать такое! Весь Серебряный век! У нас и дома была хорошая библиотека. Но читала бы я эти книжки? Нужен же человек, который откроет тебе этот мир. А маме было некогда. Она была завучем в интернате, с утра до вечера на работе, старший брат занят собственными делами - я была предоставлена самой себе.
Когда «Поэзия» отмечала 25-летие, в клуб пришла моя мама и сказала: «Спасибо, Юрий Борисович, за эту девочку». А эта девочка тогда уже сама была мамой и отлично понимала, что без Юрия Борисовича, без клуба жизнь действительно могла бы пойти совсем в другую сторону.
Но в тринадцать лет я даже и предположить не могла, чем он для меня станет, этот наш клуб. Просто почувствовала, что это место, где мне хочется быть. Мне захотелось там остаться, я осталась и потом уже не смогла ото всего этого оторваться. Было ощущение, что из реальности, которая меня окружала, я на какое-то время переселялась в другую. Как Алиса Кэрролла уходила в Зазеркалье и только там и жила по-настоящему.
У нас были дискуссии, и Юрий Борисович дал мне слово, и я начала говорить и говорила, как сейчас понимаю, какую-то ерунду, но Юрий Борисович был абсолютно серьезен. Помню, как заворачивалась в плед, изображая Козьму Пруткова... Он же с нами спектакли ставил, и замечательные получались спектакли!
У меня муж - военный. Привез он меня на остров в Ледовитом океане - вечная мерзлота, сопки и страшный ветер. В квартире по стенам течет вода, газа нет, электричество то и дело пропадает, а муж - в море, и неизвестно, когда вернется. Интернета не было тогда вовсе. «Город летающих собак» - так называли наш поселок. А тут я - вся в стихах. Я приехала и пошла собирать детей - ставить с ними в Доме офицеров спектакли.
И это тоже Юрий Борисович. И тем, какими выросли наши собственные дети, мы, по большому счету, обязаны ему. Дочка звонит и говорит: «Мам, я опять деньги потратила. Не удержалась. Я купила бумажную книжку. Да, она есть в электроном виде, но я пошла и купила бумажную»…

Георгий Квантришвили:
В школе я еще учился и услышал от Игоря Любимова, что существует такой клуб, где хорошие стихи читают. А впервые заглянул, когда уже был студентом. Мой друг Леша Степанов, он учился на истфаке в универе, сказал, что видел объявление о поэтическом ринге, который проводится у нас в городе. Это было в «гамаке», Доме молодежи на Революционной, в 88-м. Тогда, если помните, по ТВ шли музыкальные ринги, а это был поэтический, и я там небольшое шоу устроил, поскольку был поклонником футуристов.
Уговорил маму сшить мне желтую кофту, как у Маяковского, попросил своего друга (он занимался в театральной студии, и у него был грим) нарисовать на моей щеке кошку. И, прикрывая щеку ладонью, чтобы ее никто не увидел до того, как выйду на сцену, сел, дабы не светиться, в задних рядах и стал ждать своей очереди. Очередь подошла, я вышел, убрал ладонь со щеки, и все ахнули. Собственно говоря, я мог после этого вообще ничего не читать. Но читал. Какую-то глупость...
И вот там я впервые и увидел Юрия Борисовича, который и был инициатором ринга.
Они достаточно регулярно проходили, эти ринги. Это была целая эпоха такая - эпоха поэтических рингов, и на самый крупный по количеству участников ринг из тех, что я помню, записалось больше 160 человек. Этот ринг проходил в ДК 4 ГПЗ, там как раз была комнатка, где Юрий Борисович вел сразу три кружка, если так можно сказать: литобъединение «Факел», Клуб читающей интеллигенции и клуб «Поэзия», который проводил тематические вечера.
Наиболее состоявшиеся из тех, кто входил в сообщество? Пожалуй, Александр Михайлович Уланов и Галина Ермошина. Первые книги они уже в начале 90-х издали. За свой счет. А сейчас они, насколько я знаю, желанные авторы во многих журналах толстых и, можно сказать, гордость нашего региона.
Есть те, кто попадает в эту сферу случайно и существует в ней потому, что, ну скажем, диплом получил. И если и делает что-то, то нехотя. А Юрий Борисович - это человек, у которого глаза горят. Когда он начинает о каком-то авторе рассказывать, сам настолько увлекается, что не увлечься тому, кто его слушает, невозможно.
Он - человек, которому интересно. Интересно всё, что касается литературы. С ним я начал это осознавать лишь после того, как он уехал из города, и с каждым годом чувствую, что того, что я приобрел в этой жизни благодаря Юрию Борисовичу, во мне становится всё больше и больше.

Юрий Борисович ОРЛИЦКИЙ, литературовед, поэт, доктор филологии, лауреат премии «Международная отметина имени отца русского футуризма Давида Бурлюка» и премии журнала «Дети Ра».
Родился 8 июля 1952 года в Челябинске. Окончил Куйбышевский государственный университет (1975) и до начала 90-х жил и работал в Самаре. В настоящее время живет в Москве. Автор около 400 работ, в том числе капитального труда «Стих и проза в русской литературе» (2002). Куратор российских фестивалей верлибра.

* Член Союза журналистов России, «Золотое перо губернии».

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 31 августа 2022 года, № 15-16 (236-237)

Литература, Библиотечное дело, Культура Самары

Previous post Next post
Up