Галина Суздальцева: «Творчество - чудесный и трудоемкий процесс, ленивым и равнодушным он неподвласт

Jun 26, 2022 16:44

Светлана ШАТУНОВА

В Выставочном зале Союза художников открылась персональная выставка самарского художника-монументалиста, живописца, графика и педагога Галины Васильевны СУЗДАЛЬЦЕВОЙ, приуроченная к ее юбилею.


Галина Суздальцева
[Spoiler (click to open)]
На последней выставке «Перекрестки» в зале Союза художников мне особенно запомнились портреты Галины Суздальцевой: копия с портрета итальянского ренессансного мастера Антонио Поллайоло, портрет сестры «За городом», написанный под впечатлением искусства раннего Возрождения, а также виртуозно исполненные графические детские портреты, выполненные мягкими материалами. На этой выставке доминируют пейзаж и натюрморт.
Во всех работах виден почерк художника: интеллигентно-сдержанный, с характерной холодной палитрой, собранный, точный, выверенный, интровертный. Это, конечно, влияние ленинградской живописной школы, мощное базовое образование, полученное в мастерской Андрея Андреевича Мыльникова. До сих пор Мыльникова и Моисеенко чтят в Академии художеств, рассказывают о них новому поколению студентов. Учиться в мастерской одного из них - это великое счастье, о котором мечтали многие художники, но мало кому оно выпадало.
Вернувшись после учебы в Пензе и Ленинграде в Самару, Галина Васильевна начала активно работать в монументальном и станковом направлении. На выставке можно увидеть фотографии мозаик, витражей, сграффито, монументальных росписей, украшающих стены санаториев, кондитерской фабрики «Россия», магазина «Буратино», центрального автовокзала (комната матери и ребенка), над которыми работала Суздальцева. На фото молодая, хрупкая, красивая девушка стоит на строительных лесах перед огромной стеной с мастерком в руках. Надо сказать, такая тяжелая работа не каждому мужчине по плечу, а она справлялась!
Стена детского санатория декорирована мало теперь известной техникой сграффито (от итал. Graffito - процарапанный), которая заключается в нанесении на поверхность стены двух и более различных по цвету слоев кроющего материала (цемента, штукатурки) с последующим частичным процарапыванием по заданному рисунку.
Комната матери и ребенка на автовокзале украшена сложной по композиции темперной росписью: среди деревьев, цветов и бабочек резвятся дети, кто-то рисует, кто-то надевает на голову сплетенный венок.
Многие монументальные работы художницы, к большому сожалению, не сохранились. В 1970-х Галина Суздальцева изготовила на входе в Струковский сад мозаичное дно фонтана из смальты по собственному эскизу. Во время ремонта парка в 2017 году чашу разрушили. Первоначальный рисунок попытались воссоздать, но смальту заменили плиткой.
Галина Суздальцева - редкий теперь тип ренессансного художника, работающего в самых разных материалах и техниках, как монументальных, так и станковых.
Как пейзажист Галина Васильевна любит писать природу в сложных атмосферных состояниях. В созданных пейзажах нет человеческой суеты, а есть сила природы, её первозданная красота, чистота, мощь и самодостаточность. Пейзаж «Струковский сад» по своему образному решению напоминает Гефсиманский сад, так и представляешь здесь молящегося в ночь ареста Христа.


Пейзажи Суздальцевой написаны обобщенно и монолитно: большие массы неба, воды, земли, но главные «герои» либо выделены красочной фактурой, либо детально проработаны.
В натюрмортах Галина Васильевна отдает предпочтение полевым цветам, обильному волжскому разнотравью. В живописном подходе совсем нет демонстрации живописной маэстрии, разудалого лихачества, самолюбования, в нем чувствуется индивидуальное отношение к каждому растению, особенностям пластики и структуры. Суздальцева любит писать предметы в контражуре, когда передний план находится в тени («Натюрморт с шиповником и вьюнами»), где при обилии предметов и растений все выглядит собранно и цельно.
На грани жанров выполнена картина «Июнь» - то ли это натюрморт, то ли пейзаж, а местами почти абстрактные пятна. На основе природных форм написаны декоративные работы, решенные условно (триптих «Осенний мираж», «Сентябрь золотой»).
После распада Союза, когда не стало заказов на монументальные работы, Суздальцева сосредоточилась на преподавании, которое отнимало почти все время. Многие самарские художники учились на кафедре ИЗО и ДПИ у Галины Васильевны, все отзываются о ней как о глубоком, интеллигентном человеке, прекрасном рассказчике с чувством юмора, который может, правда, ввернуть и крепкое словцо. Она подготовила несколько поколений художников, которые до сих пор ее не просто помнят, но и признаются в любви, как председатель Союза художников Дмитрий Мантров.
Евгения Тарасова отметила, что Галина Васильевна щедрый на знания человек, очень уважительно относящийся к студентам.
Самыми теплыми впечатлениями поделилась художник и модельер Любовь Егорова, у которой Г. В. Суздальцева была руководителем дипломной работы в художественном училище: «Галина Васильевна научила меня академическому подходу в написании картины, работать поэтапно, от наброска и эскиза к картине. Процесс создания диплома проходил в мастерской, мне довелось видеть, как она сама пишет, как относится к художественным материалам. Запомнился букет сирени и пейзаж Винновки. Она же показала свой прием работы рисования углем в сочетании с пастелью по белой бумаге. В процессе работы мы обсуждали искусство ведущих советских мастеров, анализировали произведения эпохи Возрождения. Это была настоящая школа работы над картиной».
«Когда миру оставлено великое и прекрасное наследие в изобразительном искусстве, то художники, оставив студенческую скамью, произносят: «Стою перед мольбертом и ничего не понимаю». С этой минуты, и не позже, начинается работа над собой», - говорит Галина Суздальцева.

Справка
Галина Васильевна Суздальцева родилась в Волгограде. Окончила живописно-педагогическое отделение Пензенского художественного училища имени К. А. Савицкого (1964), затем мастерскую монументальной живописи под руководством А. А. Мыльникова в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Автор более 20 монументальных работ, выполненных в Самаре и области. Как станковист отдает предпочтение жанрам портрета, натюрморта и пейзажа. Член Союза художников (1978). С 1970 - участник областных, региональных, республиканских, международных выставок. С 1996 - доцент кафедры ИЗО и ДПИ Поволжского государственного социально-педагогического университета.

* Член Ассоциации искусствоведов России, заведующая научным отделом Самарского художественного музея

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 23 июня 2022 года, № 13 (234)

Изобразительные искусства

Previous post Next post
Up