Психологические знания: между бесполезностью и токсичностью

Jun 27, 2022 13:06

Сергей БЕРЕЗИН *

Возрастающая цифровизация различных сторон жизни вовлекает людей в более активное использование Интернета. Возможность побуждает действовать в направлении ее реализации.

Сегодня не выходя из дома можно работать в библиотеке, архиве, лаборатории, посетить галерею или театр, получить образование. Информационные технологии качественно меняют жизнь отдельного человека и общества в целом. Возможности, предлагаемые персональным компьютером, Сетью и разнообразными приложениями, создают новые или масштабируют известные психологические и социально-психологические феномены. Речь, в частности, идет об эффекте «интоксикации психологическими знаниями». По сообщениям психологов-практиков, этот эффект с нарастающей частотой обнаруживается в процессе консультирования, однако согласованного мнения о его содержании и онтологическом статусе в профессиональной среде пока не сложилось. Наблюдения показывают, что независимо от того, кто из членов семьи оказывается «инфицированным» психологическими знаниями, «интоксикацию» можно рассматривать как симптом, функционирующий в семейной системе и в той или иной степени влияющий на жизнь всей семьи.



[Spoiler (click to open)]
Рассмотрим пример, который, я надеюсь, прояснит сказанное. Супруги в браке двенадцать лет, жена занимается домашним хозяйством, участвует в вебинарах по вопросам семьи, воспитания, супружеских отношений, муж - директор строительной компании средней руки, двое детей: старшему - 11, младшему - 9. Супруги обращаются за консультацией в связи с участившимися конфликтами, оба оценивают ситуацию как кризисную.
По словам жены, ее муж «не развивается, не хочет меняться к лучшему, не хочет «проработать» свои детские «комплексы», отказывается «проговаривать» обиды и претензии, не видит того, что он не сепарировался от матери». По мнению жены, «комплексы» мужа передаются детям. Предложения заняться саморазвитием отвергаются». Монолог жены резюмируется фразой: «Что дальше будет? Я не хочу быть матерью своему мужу».
По словам мужа, он «не понимает, чего хочет от него жена: он работает, проводит время с семьей, навещает свою престарелую мать, у него нет претензий к жене». Монолог мужа резюмируется фразой: «Я хочу просто жить. Но то, что происходит, меня достало». Жена комментирует слова мужа: работает слишком много, с семьей проводит слишком мало времени, мать для него на первом месте.
Изменения в отношениях оба супруга связывают с интересом жены к психологии, однако оценивают это по-разному. Жена: «У меня глаза открылись. Раньше я этих проблем просто не замечала». Муж: «У нас не было проблем, у нас появились проблемы». Ожидания супругов также отличаются. Жена: «Я хочу, чтобы он сепарировался от матери и проработал свои комплексы». Муж: «Я хочу, чтобы она перестала меня переделывать».
Исследование докризисной ситуации в семье показывает, что нарастание неудовлетворенности браком у жены связано с целым рядом обстоятельств, имеющих системный характер. Возрастающая неудовлетворенность браком и связанный с этим рост тревоги побуждают жену к поиску информации о психологии семейных отношений. Каждый прочитанный текст или посещенный вебинар дополняет ее субъективную картину жизни семьи и ведет к возрастанию активности по устранению проблемы. Ловушка заключается в том, что из всего массива прочитанного/услышанного женщина неосознанно выбирает только то, что соответствует уже сложившимся у нее представлениям о причинах семейных неурядиц. Получив новую порцию рекомендаций, жена приступает к их реализации, муж видит изменения в поведении жены, его тревожность растет. Он начинает сопротивляться. В свою очередь, нарастающая конфликтность и сопротивление мужа давлению со стороны жены только усугубляют ситуацию. Круг замкнулся: сложился негативный эмоциональный цикл.
Линейная логика активности жены, усматривающей причину проблем в муже, исключает возможность увидеть этот негативный эмоциональный цикл, а значит, ведет к его хронизации.
Эффект «психологической интоксикации» и его последствия полезно сравнить с известным в медицине феноменом «самолечения». Страдающий каким-либо недомоганием человек самостоятельно ищет способы и средства избавления от своих недугов. Как правило, стратегия самолечения приводит к тому, что состояние больного только ухудшается. Ведущим фактором, побуждающим людей к самолечению, является недоверие к врачам и медицине.
Однако независимо от способов и результата самолечения, оно всегда направлено человеком на самого себя. В отличие от самолечения, эффект «психологической интоксикации» проявляется в том, что объектом воздействия «отравленного» субъекта является другой человек. В случаях с супружескими парами объектом воздействия «отравленного» субъекта оказывается другой супруг. Интересно, что в парах, где оба супруга являются психологами, этот эффект не наблюдается. Возможно, это связано со способностью супругов-психологов более четко дифференцировать профессиональную и личностную позицию в отношениях.
Эффект «интоксикации психологическими знаниями» проявляется и в детско-родительских отношениях. Стремясь стать более правильной мамой или более правильным отцом, родитель, нагруженный психологическими знаниями, в реальности становится более холодным и формальным.
Пришедшая недавно на консультацию супружеская пара рассказала такой случай. Папа прочитал статью о пагубном влиянии на ребенка двойных посланий, то есть реплик в адрес ребенка, которые содержат противоречие. Например, «ну-ка, веди себя естественно!». Папа стал внимательно следить за собой во время общения со своим пятилетним сыном. Через три дня сын обращается к отцу: «Папа, ты какой-то не такой стал, давай ты будешь как раньше...»
Эффект интоксикации я часто вижу у студентов дополнительного образования по психологии. Они глотают учебный материал, как изголодавшийся глотает внезапно попавший ему в руки кусок пирога - не жуя, огромными кусками, забывая о риске подавиться, не чувствуя ни вкуса, ни меры. На каждом занятии преподаватели твердят им: «Не лечите ближних своих», «Оставьте ваших домашних в покое», «Не устраивайте революций дома». Куда там...
Эффект «интоксикации психологическими знаниями» очень похож на известный в психологии эффект Даннинга - Крюгера, который заключается в том, что люди, имеющие низкий уровень квалификации, принимают ошибочные решения и делают неправильные выводы, но не замечают этого. Низкий уровень квалификации не позволяет им осознать ошибочность своих решений и действий, совершаемых на их основе. При этом у них формируется завышенное представление об их способностях.
Действительно, отсутствие систематического психологического образования у людей, активно потребляющих психологические знания, приводит к неспособности критически оценить ни саму эту информацию, ни принимаемые на ее основе решения. Вместе с тем, есть явное отличие эффекта «интоксикации психологическими знаниями» от эффекта Даннинга - Крюгера: действия отравленного субъекта подразумевают наличие Другого и, как правило, на него направлены.
Если психологические знания в руках не имеющего психологического образования обывателя в лучшем случае бесполезны для него, а в худшем - токсичны, то какую функцию выполняют многочисленные публикации психологов в Сети и их вебинары? Похоже, исключительно функцию PR.
Можно ли с этим что-то сделать? Теоретически - да...

* Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии Самарского университета.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 23 июня 2022 года, № 13 (234)

Психология, Культура личности

Previous post Next post
Up