Двадцать лет спустя

May 29, 2022 12:08

Галина ТОРУНОВА *

Занавес открылся, и мы увидели белые ажурные ставки-решетки, оплетенные зеленью. Светло, солнечно, почти празднично. И вспомнилось: начало века, Дом актера и эти декорации, заполнившие крохотную сцену. У театра «Самарская площадь», жизнь которого тогда уже насчитывала более десяти лет, не было своего дома. То есть он как бы был, но ремонт/реконструкция всё длились и длились, и конца им не было видно.

Сейчас Евгений Дробышев сознается, что если бы тогда он знал, как долго продлится ожидание своего дома, своей сцены, он, наверное, не смог бы этого выдержать. Но выдержал. А тогда театр работал, репетируя в полуразрушенном здании бывшего кинотеатра «Фурор» (позже «Первомайский») без отопления, с текущей крышей, но систематически выпуская спектакли и завоевывая любовь своих (подчеркиваю: своих) зрителей.



[Spoiler (click to open)]
Играть приходилось на разных площадках: в Пушкинском доме (ДК имени 1905 года) - почти шикарная площадка; в Доме актера; в ДК профтехобразования и во многих других ДК, которые еще не были сданы под вещевые рынки. Труппа была совсем маленькая, приглашали актеров других театров, а это значит - приходилось зависеть от их расписания. Состав исполнителей часто менялся.
Придумывались декорации, которые могли бы встать на любой площадке и которые легко можно было бы перевозить и монтировать. И вот эти белые ажурные решетки были задуманы Евгением Дробышевым, а исполнены Сергеем Февралёвым, еще не уехавшим в Москву, в кино, и не ставшим одним из самых востребованных обладателей всяких кинематографических премий. Правда, в нынешнем варианте спектакля костюмы Марины Евдоченковой совсем другие, можно сказать - шикарные по сравнению с теми, образца 2002 года.
Да и состав, естественно, поменялся коренным образом. Из давешнего спектакля в нем осталась Наталья Носова. Тогда она играла молодую героиню Валентину, ныне - маму молодого героя Анну Афанасьевну. Спектакль держался в репертуаре театра 14 лет, и все эти годы Валентина Натальи Носовой за очень короткий срок - четыре коротких сценических акта в два с небольшим часа - перевоспитывалась из взбалмошной содержанки генерала в искренне влюбленную невесту порядочного молодого, подающего надежды чиновника.
Сегодня этот путь проходит Валентина Марии Демидовой. К сожалению, взбалмошность у новой исполнительницы получается вполне, а вот в перерождение еще не очень верится. Зато Носовой с ее многолетним существованием в спектакле, в тексте и темах Островского очень легко и достоверно удалось создать образ мудрой и, главное, мудро любящей матери сына-переростка, чурающегося женского пола. Впрочем, мне кажется, что актриса сегодня могла бы сыграть каждого персонажа этой пьесы, а то и всех сразу, настолько она свободна, как в родном доме. Почему ее сын Юрий Михайлович (Сергей Булатов) так боится женщин, пока еще не вполне понятно, тем более что даже текст Островского не всегда доходит до зрителя. Проверяла по соседям.
Когда смотришь спектакль повторно через какое-то время в другом составе, трудно отделаться от сравнений. Из того, давнего спектакля хорошо помнится генерал Гневышев в исполнении Александра Буклеева, актера яркого, самобытного. Геннадий Муштаков играет совершенно иначе: мягче, нежнее, его герой более растерян, более жалостлив. Оттого ему даже сочувствуешь (если, конечно, так и задумывалось).
В самом начале своего творчества Островский написал пьесу «Бедная невеста», а через много лет его заинтересовали проблемы именно богатых невест. Богатых, но плохо воспитанных, не имеющих нравственных устоев. Пьеса во многом назидательна. Моральные правила произносятся в ней открыто, без тени иронии, и воспринимаются (во всяком случае, персонажами) без тени сомнений.
В спектакле «Самарской площади» всё это играется впрямую: как пишется, так и слышится. Воспринимать это сегодня, во времена иронии, сарказма, игры со словом, довольно сложно, но актеры честно пытаются играть всё серьезно, просто, тихо, не торопясь, не драматизируя. Иногда слишком тихо. Иногда слишком просто, без полутонов, пряча внутреннее отношение к своим персонажам.
Мама - эталон мудрости, сын якобы эталон нравственности, Соседка, богатая купчиха (Юлия Бакоян), - образец дурновкусия и распущенности. Они с Пирамидаловым (Юрий Рубцов) составляют классическую комическую пару, разбавляя назидательный тон драматургической истории. А история на самом деле очень проста, и эта простота нравится зрителям. Ведь спектакль прожил на сцене 14 лет. Значит, это кому-нибудь нужно (как говаривал другой великий русский классик - певец Революции). Наверное, поэтому театр вернул спектакль к жизни в апреле 2022 года, через 20 лет.

Театр «Самарская площадь»
Александр Островский
Богатые невесты
Лирическая комедия
Постановка и сценография Евгения Дробышева
Художник по костюмам - Марина Евдоченкова

* Театровед, кандидат филологических наук, член Союза театральных деятелей и Союза журналистов РФ

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 26 мая 2022 года, № 11 (232)

Театр

Previous post Next post
Up