Молодость. Оркестр. Чайковский

May 24, 2022 14:49

Анна ЛУКЬЯНЧИКОВА *
Фото Юрия СТРЕЛЬЦА

В конце апреля в Тольятти и Самаре прошли концерты Российского национального молодежного симфонического оркестра, организованные в рамках гастрольного тура. В Воронеже, Оренбурге и городах Поволжья были показаны 4 программы с разными дирижерами. На самарской и тольяттинской площадках за пультом стоял главный дирижер и худрук Ростовского академического симфонического оркестра Антон ШАБУРОВ, в других концертах с музыкантами выступили Алексей РУБИН и хорошо знакомый тольяттинцам Анатолий ЛЕВИН, заслуженный артист РФ, профессор Московской консерватории.

Оркестр, образованный в сентябре 2018 года при поддержке Фонда президентских грантов и министерства культуры РФ, развивается в рамках нацпроекта «Культура». В роли куратора - Московская филармония. А задумывался оркестр как крупнейший музыкальный проект для оркестровых музыкантов, начинающих карьеру.


[Spoiler (click to open)]К моменту создания этого уникального коллектива в России уже существовали локальные молодежные оркестры, в основном сессионные, причем одними из первых были МСО Поволжья в Тольятти и Уральский МСО в Екатеринбурге. Оркестровое молодежное движение, вершиной которого и стал РНМСО, решает сразу три задачи: образовательную, художественную и просветительскую.
Данный оркестр, по сути, является акселератором, где с молодежью работают известные дирижеры и исполнители-наставники из ведущих симфонических составов. Чтобы стать частью Российского национального МСО, студенту или выпускнику музыкального вуза в возрасте от 20 до 28 лет необходимо принять участие во Всероссийском конкурсе оркестровых музыкантов (ближайший, V конкурс пройдет с 22 июня по 2 июля в Московской филармонии) и желательно занять призовое место. По результатам прослушиваний ребята получают приглашение в штат или на позицию стажера.
Более 30 воспитанников «молодежки» уже доросли до уровня таких оркестров, как Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова, Национальный филармонический оркестр, Российский национальный оркестр, Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии и т. д., став их частью. Таким образом в оркестровой сфере реализуются преемственность поколений и задача успешного профессионального старта для выпускников вузов.
117 молодых музыкантов из 42 регионов на постоянной или приглашенной основе работают с разнообразным репертуаром, осваивая как старинную, так и современную музыку, получают опыт взаимодействия с солистами, хорами и совершенствуют художественно-исполнительские навыки. Первые программы оркестр показал студенческим аудиториям МГУ имени М. В. Ломоносова и ВГИК имени С. А. Герасимова, затем стал постоянным участником фестивалей «Звезды белых ночей», «Звезды Байкала», «Рахманиновские дни», Транс-Сибирского Арт-фестиваля и других. В Московской филармонии у коллектива есть свой абонемент «Язык музыки» и детский проект. Всего за 3 года сыграно более 100 концертов в 20 городах России и за рубежом.
В Самаре и Тольятти оркестр представил программу из произведений П. Чайковского. Открывшая концерт в Автограде увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» произвела впечатление с первых тактов хорального вступления: медленный темп и аккордовая линеарность с постепенным подключением разных групп таят немало сложностей, но стройность звучания именно здесь была поразительной.
Отмечу, что зал ДК «Тольятти», вместивший большой состав оркестра, акустически мало приспособлен для симфонических концертов: в партере звук плоский и неравномерный, но сцена филармонии оказалась мала для размещения такого количества музыкантов. Трактовка произведения под управлением ростовского дирижера показалась мне более драматической, нежели лирической. В частности, тема любви прозвучала быстрее по темпу, чем ожидалось, из-за чего словно бы потеряла объем фактуры. Зато кульминация в коде получилась полнозвучная и эмоционально насыщенная.
Завершили первое отделение Вариации на тему рококо с солистом Борисом Андриановым, заслуженным артистом России, лауреатом XI Международного конкурса имени П. И. Чайковского. Виолончелист запомнился слушателям не только блестящим исполнением классического номера, но и неожиданным «бисом». Им стала пьеса «Ламентацио» современного итальянского автора Джованни Соллиме, друга исполнителя, по его словам. Пьеса с эффектом импровизации, в которой замысловатая фольклорная тема полифонически развивалась с участием голоса виолончелиста и перкуссии на деке инструмента, показала совсем другой образ музыканта.
Второе отделение было посвящено исполнению Пятой симфонии, предпоследней «инструментальной драмы» великого русского автора, появившейся в его творчестве за 6 лет до ухода из жизни. Дирижер Антон Шабуров «проложил» путь от первой лирико-драматической части к маршевому финалу через вершину - знаменитое Andante cantabile с солирующей валторной.
Вторая часть традиционно считается одной из самых глубоких и светлых в выражении трагизма, и тут стоит отметить исполнительский профессионализм молодых музыкантов, особенно участников виолончельной группы, их погруженность в создание живого многомерного художественного образа. В концепции исполняемой симфонии также запомнилась «линия рока» - четко проведенная через все части от настороженного вступления до вторгающихся маршевых ритмов во второй, третьей частях и трансформации в жизнеутверждающие аккорды финала. Молодые музыканты своей энергией, техническим уровнем и вовлеченностью в процесс исполнения доказали, что способны воплощать самые серьезные образцы симфонического музыкального наследия.
После концерта слушатели с удовольствием общались с музыкантами. Отрадно, что часть оркестрантов нам уже знакома по участию в сессиях МСО Поволжья: несколько духовиков, представителей струнной группы - всего 7 человек. «Свои», выращенные на тольяттинском проекте и вошедшие в состав молодежного коллектива более высокого ранга, - свидетельство роста и эффективности МСО Поволжья, которому в 2022 году исполняется 20 лет. Кстати, впервые на предстоящей сессии в августе этого года в молодежный оркестр Поволжья приглашают участников прошлых лет, начиная с 2002-го, и для них, по словам организаторов, будет сформирован отдельный фестивальный состав с концертными программами.

* Музыковед, член Союза журналистов России

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 12 мая 2022 года, № 10 (231)

Музыкальное образование, Музыка

Previous post Next post
Up