Агнец

May 24, 2022 17:58

Исландия, Польша, Швеция, 2021
Режиссер Вальдимар Йоханнссон

Рубрика: Смотрим вместе

Никита НИКИТИН *

Фильм исландского режиссера Вальдимара Йоханнссона в прошлом году участвовал в программе «Особый взгляд» Каннского фестиваля, которую принято называть второй по важности после основного конкурса. Нередко туда попадают картины, которые вполне могли участвовать и в главном соревновании. «Агнец» как раз одна из таких картин.

Главные герои - супружеская пара (Нуми Рапас и Хильмир Снайр Гвюднасон), живущая на отдаленной ферме где-то на просторах Исландии. Посреди прохладной и не самой дружественной равнины стоят их дом и хлев со стадом овец, из окон которых открывается невероятно красивый вид на горы и холмы, покрытые вечным туманом. Жизнь двух немногословных людей идет крайне размеренным чередом, распорядок их дел на ферме давно отработан. У героев нет особой необходимости в активных разговорах, первые реплики прозвучат далеко не на первых минутах фильма. Как легко смекнет насмотренный зритель, напускная угрюмость главных героев вызвана не только рутинностью работы, но и грузом тяжелого прошлого. Однажды одна из овечек произведет на свет необычного ягненка. Зрителям долго не покажут, в чем его особенность, но об этом можно будет догадаться по реакции героев. Они заберут его к себе в дом и разместят в детской кроватке.
Этот фильм принято называть одним из самых оригинальных дебютов прошлого года. Одна из причин - приз от жюри «Особого взгляда» с формулировкой «за оригинальность». С подобным решением можно поспорить. Совершенно несложно вспомнить картины, которые предлагают следить за частной, бытовой жизнью ограниченного круга героев, которая при этом разворачивается на фоне бескрайних просторов природы. Мало кого можно удивить и сочетанием глубокомысленной медлительности авторского кино и жанровой оптики хоррора. Уже несколько лет в среде киноманов популярны так называемые «слоубернеры» - фильмы ужасов, авторы которых отказываются от традиционных для жанра агрессивных приемов, тяготея к созерцательности и неторопливости как главным стилистическим особенностям. Вот и «Агнец» можно отнести к хоррорам, которые не совсем хорроры, а нечто большее.
В то же время как раз не на территории саспенса содержатся многие достоинства картины. По ходу действия фильм будет подкидывать различные источники для беспокойства.
У Вальдимара Йоханнссона и его соавтора Сьона Сигурдссона получилась одновременно вполне универсальная и вневременная история, которая могла произойти в любую эпоху и в каком-то другом месте. Например, в той же Якутии, где окружающую природу также воспринимают как что-то самостоятельное и одухотворенное. Когда якутские кинематографисты начнут приглашать в свои фильмы звезд мирового уровня вроде той же Нуми Рапас (а они начнут, их российские коллеги уже активно снимаются в Республике Саха - смотри фильм «Нуучча», например), их фильмы наверняка будут сравнивать с «Агнцем». В то же время Йоханнссон высказался и о современности, ведь западный зритель сегодня все чаще сталкивается с представителями разных чужеродных миров, с которыми порой бывает трудно найти общий язык.

* Аналитик кинопроката, журналист издания «Бюллетень кинопрокатчика», куратор клуба любителей кинематографа и медиаискусств «Треугольник» при ЦРК «Художественный»

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 12 мая 2022 года, № 10 (231)

Кино

Previous post Next post
Up