Когда святые маршируют

May 18, 2022 10:53

Игорь ВОЩИНИН *

Отечественный джаз только в конце пятидесятых годов прошлого века вписался в мировые критерии этого жанра. В стране тогда появились подлинно джазовые оркестры и ансамбли, а одной из форм популяризации их творчества стали джазовые фестивали.

Раньше других в Советском Союзе джазовые фестивали стали проводиться в Эстонии: с 1957-го в Тарту. С 1958-го в них стали принимать участие музыканты из Ленинграда, Москвы, чуть позже - джазмены Риги и Львова.
Весной 1962 года конкурс-фестиваль провел джаз-клуб Ленинградского университета, хотя первый в Питере официальный джазовый фестиваль, по утверждению Владимира Фейертага, состоялся в апреле 1965-го.
Осенью 1962 года первый джаз-фестиваль был организован в Москве. Правда, он проводился в 100-местном кафе «Молодежное» и был скромно обозначен как «прослушивание молодежных музыкальных ансамблей», с жюри, включающим комсомольских функционеров и членов Союза композиторов.
В 1962-м советский джаз был впервые представлен и на международном фестивале - Jazz Jamboree 62 в Варшаве.
А в декабре 1962-го первый фестиваль удалось пробить только что созданному Куйбышевскому джаз-клубу. Он без всяких псевдонимов и с размахом проходил целых пять дней, с двумя аншлаговыми концертами лауреатов в зале государственной филармонии на 1 100 мест. Правда, после его проведения горком компартии откровенно пожалел о ранее выданном разрешении мероприятия и на заключительном обсуждении секретарь горкома объявил, что дальнейшего «разгула американщины» в славном городе Куйбышеве он не допустит.
И не допустил! Второй фестиваль джаз-клубу удалось провести только через пять лет, в 1967-м, после смены партийного руководства в Куйбышеве и некоторого изменения отношения к джазу в целом в стране.
67-й вообще изобиловал джазовыми праздниками. Кроме Куйбышева многодневные фестивали прошли в Новосибирске, Ростове, Донецке, Воронеже... Очень представительным был фестиваль в Москве.
***Но особое место в истории отечественного джаза занимает легендарный фестиваль, который проходил в Таллине с 11 по 14 мая, то есть как раз в день выхода этого номера «Свежей газеты», но 55 лет назад.



Вокальный ансамбль Генриха Зарха
[Spoiler (click to open)]
По утверждению историка отечественного джаза Алексея Баташева, тогда Таллинский фестиваль был одним из масштабных мировых форумов джаза. Поэтому в год своего юбилея «Таллин-67» вполне заслуживает отдельных воспоминаний.
Фестиваль действительно стал событием. Василий Аксенов, побывав на нем, напечатал в журнале «Юность» эссе «Простак в мире джаза, или Баллада о тридцати бегемотах». «Бегемотами» он назвал громоздкие контрабасы, прибытие которых наблюдал на входе в спортхолл «Калев», где проходили концерты.
Джаз - это целый мир, включающий не только саму музыку, но и ее создателей - музыкантов, слушателей, а также и место, где действо происходит. А место было просто волшебным! Средневековый Таллин с его бесконечными изгибами булыжных улочек и удивительными архитектурными ансамблями сам по себе - культурный феномен. В нем сочетались, казалось бы, несочетаемые вещи. Сведение воедино непередаваемой словами красоты волшебного города со звучанием уникальной музыки джаза - одно из подтверждений сказанного. Состоявшаяся встреча великих творений Средневековья с ритмикой синкоп ХХ столетия создала неповторимый акцент джазового праздника.
Прошедший 55 лет назад фестиваль и сегодня удивляет своим размахом: четыре дня аншлагов в трехтысячном спортхолле «Калев» со зрителями из многих городов страны; творческие лаборатории в ДК молодежи; две сотни журналистов; перекинутые через улицы полотнища рекламных транспарантов; повсеместно расклеенные красочные афиши; активное освещение фестиваля в печати, на радио и телевидении, включая Интервидение и Центральное телевидение; специально открывшиеся к фестивалю три вернисажа живописи и фото джазовой тематики; семинар музыковедов с участием джазового авторитета мирового масштаба - Уиллиса Коновера; великолепный уличный парад диксилендов, на котором синкопы Нью-Орлеана оглашали лабиринты волшебных уголков Старого Таллина. А в уютных кафешках стойкий аромат кофе также дополнялся терпким свингом.
Но главными в замечательном празднике джаза, естественно, были музыканты: из Швеции, Норвегии, Швейцарии, Польши, США и 28 городов Советского Союза - от Новосибирска и Хабаровска до Львова и Баку, из Поволжья, Прибалтики и, конечно, Ленинграда и Москвы.
Лучшим пианистом фестиваля был признан нынешний патриарх, а тогда 25-летний Анатолий Кролл. Он вышел на сцену с собственным квартетом, включавшим названного лучшим тенорового саксофониста Александра Пищикова. Ансамбль представил джаз новой стилистики в духе только что проникшего к нам с первыми звукозаписями великого Джона Колтрейна. Увы, собственные композиции Кролла на фестивале прозвучали как увертюра реквиема, поскольку ровно через два месяца гений джазовой классики Джон Колтрейн ушел из жизни.
***Впрочем, 11 мая таллинский фестиваль открылся совершенно иной музыкой. На сцену вышел темпераментный Ленинградский диксиленд во главе с Всеволодом Королевым. Замечательно прозвучавший традиционный джаз задал тон всему музыкальному празднику и сразу же обозначил его высокий творческий уровень.
Далее джаз присутствовал во всем стилистическом многообразии жанра. Наверное, если бы был предусмотрен приз самому дискуссионному участнику, его, несомненно, вручили бы московскому флюгельгорнисту Герману Лукьянову с вызывающими бурные споры музыкальными схемами на грани cool и «третьего течения». 30-летний Герман, композитор и создатель позже многократно менявшего состав ансамбля «Каданс», вошел в историю отечественного джаза и стал участником многих международных фестивалей. Кстати, в «Кадансе» в 70-е годы успешно играл альт-саксофонист Юрий Юренков, начинавший в 60-х свое вхождение в музыку в Куйбышевском джаз-клубе.
В Таллине в 67-м наш джаз-клуб представлял квартет талантливого гитариста Александра Соколова. Причем, когда ансамбль вышел на фестивальную сцену, зал начал протестующе свистеть. Дело в том, что инструментальный состав квартета из двух гитар, бас-гитары и ударных полностью повторял состав популярнейшей группы The Beatles, и джазмены в зале решили, что на сцену фестиваля куйбышевский ансамбль попал по недосмотру оргкомитета. По ходу выступления квартета зал свистел еще неоднократно, но уже от восторга восприятия музыки куйбышевских джазменов. Кроме самого Соколова тогда в Таллине играли гитарист Виталий Туляков, басист Александр Сарычев и барабанщик Игорь Егоров.



Квартет Александра Соколова
В 60-х гитара в отечественном джазе присутствовала достаточно редко. Поэтому куйбышевский квартет стал сенсацией, а присутствовавший на фестивале Уиллис Коновер в одной из своих радиопрограмм на «Голосе Америки» ансамблю Александра Соколова уделил особое внимание. Позже Александр перебрался в Москву, где работал в разных составах, и в конце 70-х мы с ним уже встречались в ресторане на Новом Арбате, где он играл не только на гитаре, но и на клавишных инструментах.
В фестивале участвовали еще два наших земляка - пианист Владимир Виттих и играющий на контрабасе гитарист Валерий Дворников. Правда, представляли они ансамбль новосибирского Академгородка, где тогда жили и работали, но входили в джаз оба в Куйбышеве. Здесь в 1958-м Владимир сменил автора этих строк за роялем в оркестре Клуба имени Дзержинского. В 1969-м Виттих вернулся в Куйбышев, где продолжил заниматься наукой, став директором солидного НИИ. Хотя кабинетный C. Bechstein сопровождал его до конца жизни, а в Самаре он иногда решался даже на участие в фестивалях.



Владимир Виттих
У Виттиха была масса друзей среди известных людей науки и искусства, в близких дружеских отношениях он был и с упомянутым выше Василием Аксеновым. С ним Володя познакомил и меня, и при встречах мы активно обсуждали новости из мира джаза.
В Таллине вместе с Виттихом в ансамбле играли музыканты, которые позже стали известными в мировом джазе. Так, 18-летний трубач (флюгельгорнист) Игорь Широков на фестивале был замечен Анатолием Кроллом и здесь же приглашен им в свой биг-бэнд. Позже Игорь прошел школу ВИО-66 Юрия Саульского, а также оркестров Иосифа Вайнштейна и Олега Лундстрема, затем вместе с саксофонистом Александром Пищиковым создал собственный квинтет. После женитьбы на немецкой флейтистке он переехал в Германию, где успешно выступал до ухода из жизни в январе 2014 года. В последние годы Игорь регулярно приезжал для выступлений в Россию, в 2007-м побывал в Самаре. Здесь через сорок лет после «Таллина-67» состоялась трогательная встреча давних соратников по джазовой сцене, и автору этих строк тогда довелось вести их совместное выступление на сцене самарского Дома ученых.
В 1965-м Виттих привозил из Новосибирска в Куйбышев ансамбль, в котором играл 18-летний барабанщик Сергей Беличенко. Он продюсер, педагог, журналист, автор книг о джазе, защитивший докторскую диссертацию по джазовой тематике, организатор Сибирского института джаза. Сегодня он один из самых известных, и не только в России, джазовых музыкантов и активистов. В 67-м Беличенко также был в Таллине.
Еще одним соратником Виттиха по фестивальному ансамблю был куйбышевский земляк контрабасист Валерий Дворников, который уже после Академгородка перебрался в Геленджик, где, оставаясь в роли просто любителя музыки, сегодня живет на берегу Черного моря.
Увы, в 2017-м Владимир Виттих ушел из жизни, и посмертную статью о друге в «Свежей газете. Культуре» я тогда назвал «Марш энтузиаста Виттиха». Заголовок возник не случайно: еще на вступительном прослушивании в музыкальной школе семилетний Вова храбро спел именно знаменитый «Марш энтузиастов» композитора Исаака Дунаевского.
В Таллине же в 1967-м выступление ансамбля Владимира Виттиха было записано на одной из фестивальных грампластинок, и с собственной композицией «Листок из детского альбома» Владимир стал первым самарским джазовым музыкантом, официальная грамзапись которого вошла в историю и включена в государственный каталог фирмы «Мелодия».
***Оркестр Олега Лундстрема в отечественных джазовых фестивалях участие принимал не так уж часто, пожалуй, он больше бывал на фестивалях за рубежом. Но на сцену «Таллина-67» музыканты вышли с удовольствием.
В отличие от обычно навязываемого Росконцертом эстрадного шоу с песенками, плясками и жонглерами оркестр представил на фестивале великолепную чисто джазовую программу с яркими импровизациями саксофонистов Романа Кунсмана, Игоря Лундстрема, Стаса Григорьева и сочными свинговыми аранжировками.
В сопровождении трио пианиста Бориса Рычкова успешно выступила певица из Тбилиси Гюлли Чохели, которая вместе с ленинградкой Нонной Сухановой своим творчеством заложила начало женского джазового вокала в стране.



Гюлли Чохели с трио Бориса Рычкова
Большой успех в Таллине выпал на долю талантливого азербайджанского пианиста и композитора Вагифа Мустафа-заде, создателя уникального направления народного джаз-мугама. Музыка его трио была заполнена богатым восточным колоритом, и пианист просто покорил слушателей самобытностью исполнения, виртуозной техникой и красочным гармоническим языком прозвучавших композиций.
За свою несправедливо короткую жизнь Вагиф стал победителем нескольких престижных международных конкурсов. Он был отмечен званием заслуженного артиста СССР, его имя вошло в изданную в США Всемирную энциклопедию джаза. А Уиллис Коновер после Таллина посвятил Вагифу отдельную радиопрограмму, в которой назвал его музыкантом экстра-класса и самым лиричным джазовым пианистом.
Вагиф Мустафа-заде умер в 1979 году на сцене от сердечного приступа во время исполнения собственной композиции - посвящения «В ожидании Азизы». Его дочери Азизе тогда было 10 лет, а через 7 она выиграла в Вашингтоне конкурс имени Телониуса Монка, переехала в Германию и стала джазовой пианисткой с мировым именем.
«Таллин-67» был богат на мастеров фортепиано. Кроме уже упомянутых пианистов нужно, конечно, вспомнить и Вячеслава Ганелина. На фестивале «Таллин-67» он выступил, будучи студентом Вильнюсской консерватории.
Ганелин, наверное, самый известный отечественный джазовый авангардист. В джазовом мейнстриме, хотя уже и с попытками выхода за его пределы, он начинал играть в литовской столице, где жил с 1951 года, в трио, а также в дуэте с барабанщиком Владимиром Тарасовым. А с переездом из Свердловска в Вильнюс саксофониста Владимира Чекасина в 1971-м появилось легендарное трио ГТЧ, которое на годы стало лидером отечественного фри-джаза. Распалось оно после эмиграции Ганелина, руководителя ансамбля и автора большей части исполняемой музыки. Но за 16 лет музыканты трио побывали в Штатах, объехали всю Европу и сделали там немало записей. Руководство советской культуры содействовало зарубежным гастролям трио, демонстрируя миру, что и мы совсем не с завалинки и всякие там авангардные фри тоже могем.
***Особо хотелось бы вспомнить легендарный квинтет «Крещендо». Просуществовал он всего два года, но первым из них стал именно 1967-й, когда ансамбль и оказался в Таллине. Каждому из его участников тогда было немногим за двадцать, но все они быстро оказались в числе All Stars. Это был первый призыв отечественного джаза, причем трое из пяти музыкантов «Крещендо» - профессионалы с высшим техническим образованием.
Сегодня они вспоминаются с грустью, поскольку, увы, из пятерых музыкантов живет и, к счастью, продолжает успешно работать только замечательный пианист Борис Фрумкин, ныне - руководитель Государственного камерного оркестра джазовой музыки имени Олега Лундстрема. Наша газета не единожды писала о нем.
Теноровый саксофонист Алексей Зубов в 50-х вошел в знаменитую «Восьмерку ЦДРИ» Юрия Саульского, затем играл в оркестрах Олега Лундстрема, Вадима Людвиковского, легендарном ансамбле «Мелодия». С 1985-го он жил и успешно работал в США, но регулярно приезжал для выступлений в Россию. А его коллегой по «Крещендо», а затем - по «Мелодии» и оркестру Лундстрема был тромбонист Константин Бахолдин, один из лучших тромбонистов отечественного джаза.
Барабанщик Валерий Буланов известен с 60-х годов как участник первых музыкальных составов столичного джазового кафе «Молодежное». Он играл со многими ведущими отечественными и зарубежными джазменами. А Валерий Исплатовский прошел школу ВИО-66 Юрия Саульского, был штатным контрабасистом Государственного симфонического оркестра кинематографии, играл в самых известных джазовых ансамблях страны.
***«Таллин-67» стал в стране первым международным фестивалем джаза. На нем блестяще выступил септет Арне Домнеруса из Швеции и финский квартет Эрика Линдстрема. Сенсацию произвел саксофонист Збигнев Намысловский, один из основателей польского джаза. Но наиболее запомнился американский квартет Чарльза Ллойда. Самому Ллойду тогда было 40, а с ним играли совсем молодые музыканты в возрасте немногим более 20: пианист Кит Джарретт, барабанщик Джек ДеДжонетт и контрабасист Рон МакКлюэ. Позже все они стали звездами мирового уровня.



Квартет Чарльза Ллойда. 1966
Официально квартет на фестиваль приглашен не был, в Таллин музыканты приехали в статусе туристов и в программе их выступления не было. Только в последний день, уже после того, как продюсер квартета Джордж Авакян собрался сообщить журналистам о дискриминации негров в СССР, разрешение на их выход на сцену было дано. Хотя, возможно, этот финал как раз и подчеркнул значимость всего джазового праздника.
Вот как это позже выглядело в описании Василия Аксенова: «Cаксофон Ллойда рыдает, хохочет, визжит, умоляет, требует, издевается, а тело музыканта изгибается, дергается, подпрыгивает, и это, конечно, не эпатаж и не игра на публику, это какое-то уже запредельное самовыражение, когда отпускаются все тормоза, сдираются все покровы: смотрите, вот я каков! На улице музыкантов окружают корреспонденты: «Что вы чувствуете сейчас?» - «Хапинэсс. Счастье!»
Кто-то из журналистов позже написал, что Чарльз Ллойд прорубил окно для вхождения современного заокеанского джаза в Советский Союз.
После Таллина выступления некоторых участников фестиваля планировалось продолжить в Ленинграде. Владимир Фейертаг представил ансамбль Збигнева Намысловского. Ко второму отделению концерта в клуб привезли квартет Чарльза Ллойда, но тут последовала команда идеологических надзирателей о запрете его выступления. Пока организаторы разбирались в ситуации, сам Чарльз, лежа в газоне перед памятником Ленину, играл на саксофоне. Далее пришлось продолжить выступление польских джазменов, а музыканты Ллойда были вынужденно перевезены в яхт-клуб, где им все-таки удалось поиграть вместе с питерскими коллегами.
***Эти заметки - всего лишь воспоминания о фестивале «Таллин-67» по случаю его юбилея, без каких-либо претензий на оценки и анализ творчества музыкантов-участников. Сам фестиваль стал попыткой соорудить из упомянутых событий и имен некий эскиз шестидесятых годов прошлого века. А воспоминания 55-летней давности сегодня проникнуты ностальгией и даже некоторой грустью.
Поэтому заканчиваю анекдотом: «Уважаемый «Концерт по заявкам»! Пишет вам рядовой Петров. Наш старшина терпеть не может Луи Армстронга и вчера объявил, что если еще раз его услышит, то сразу застрелится. Пожалуйста, передайте специально для нашего старшины в исполнении Армстронга «Когда святые маршируют».
Анекдот, конечно, с бородой, настолько старый, что уже стал совершенно новым. И услышал я его очень давно еще от Аксенова. Тогда смеялись мы все: сам Василий, Володя Виттих, я. Смеялись весело. А как сегодня вы?

* Член Гильдии джазовых критиков и Союза журналистов России

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 12 мая 2022 года, № 10 (231)

Джаз

Previous post Next post
Up