Культура отмены

May 17, 2022 16:33

Рубрика: О языке

Татьяна РОМАНОВА *

Культура отмены - калька американизма Cancel Culture. В 2020 году это выражение отмечено в медиасловаре DataSlov как ключевая фраза текущего момента. А между тем сама технология игнорирования, предания забвению человека, социальной группы или события стара как мир.

Еще египетские фараоны, придя к власти, приказывали уничтожить все следы пребывания в этом мире неугодного им предшественника. В результате разбивались лица статуй неугодных фараонов прежних династий, сбивались иероглифы с их именами, храмы переделывались под новых детей Гора.
Желание исключить кого-то из круга общения, вычеркнуть из общественной жизни, стереть память о нем проявляется, вероятно, на уровне инстинкта. В детские годы, наверное, каждый из нас слышал что-то подобное: «Ты не дружи с Машкой. Она плохая». И начинается дружба с кем-то против кого-то. Но как же обидно тому, против кого дружат…
В сталинские времена «враги народа» не только изолировались в места не столь отдаленные по 58-й статье, но создавалась ситуация, при которой от этих людей вынуждены были отворачиваться все, включая родных. Типа: «Отойди подальше, а то и до тебя доберемся». Это как признание человека прокаженным.
Я думаю, многие испытали на себе технологию социальной изоляции в коллективе под влиянием совершения поступков, неугодных формальному или неформальному лидеру. Прав ты или нет - не важно: окружающие отворачиваются от тебя, поддерживая всеобщее осуждение. Это безмолвная разновидность троллинга.
Выражение культура отмены сегодня имеет статус юридического термина и декларируется как инструмент пресечения нежелательного поведения, то есть это воспитательный момент. Использование его в современной общественно-политической коммуникации - это манипулятивная реноминация, при помощи которой под красивым «импортным» выражением скрыта некрасивая сущность явления.
Согласно медиасловарю DataSlov, первоначально культурой отмены называлось «последовательное игнорирование в цифровой среде человека или общности людей в результате осуждения их действий, поступков, слов». Сейчас этот термин получил новое значение: «Последовательные действия западных (медиа)деятелей, направленные на отказ в праве на социализированное существование русскому народу». Например, во Франции коллектив учителей предложил сменить имя колледжу имени Солженицына, однако пока вице-президент отменил только Год России, посвященный нобелевскому лауреату.
Отмена культуры целого народа - это уж слишком. Я думаю, что об исправительной функции культуры отмены не стоит говорить. Никто еще от этого не перевоспитался. Это просто изощренный инструмент психологического давления с целью сломить душевное равновесие третируемого субъекта. Мы, конечно, от этого не умрем, но за державу обидно.
Особенно противно использование этой технологии на межгосударственном уровне. И «зеркальный ответ» в этом случае невозможен. Культура каждого народа представляет наивысшую ценность. Я никогда не перестану любить книги Джека Лондона, несмотря на то, что он американец.

* Кандидат филологических наук, доцент Самарского университета

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 12 мая 2022 года, № 10 (231)

Русский язык

Previous post Next post
Up