Жизнь творческого коллектива на протяжении целого века - даже для профессиональных театров это явление не частое, а для самодеятельного - особенно. Без единого перерыва народный театр в селе Приволжье существует с 1922 года. Он не просто есть в этом районном центре - он стал своего рода эпицентром творческой и культурной жизни для нескольких поколений сельчан.
Коллектив Приволжского народного театра имени А. А. Дьячкова в дни празднования своего 90-летия. 2012 [Spoiler (click to open)] О первоначальном этапе истории театра известно, увы, немного. В архиве школьного музея удалось найти документ: на листке пожелтевшей бумаги четко написано, что основателями театра являлись первые комсомольцы села Приволжье - комсомольский секретарь Петр Анненков и его заместитель Илларион Паршин. Каким ветром в Приволжье в 1922 году занесло музу Мельпомену - остается только предполагать: только что отгремела Гражданская война, голод 1921 года косой прошелся по Поволжью, а комсомольцы взялись театр устраивать… Ольга Викторовна Иванова, бессменный режиссер театра с 1994 по 2019 год и по совместительству его историограф, сумела найти разгадку. Ключ к ней - семья Самариных, основателей села Васильевского - будущего Приволжья, владельцев усадьбы и многих тысяч десятин земли. Они были не только богатыми землевладельцами, но и настоящими просветителями для своих крестьян. Открывали на своих землях школы, больницы, строили храмы.
После премьеры спектакля «Миленький ты мой» по рассказам В. Шукшина. На первом плане - режиссер Ольга Иванова, заслуженный работник культуры России Театра как такового в усадьбе Самариных не было, но на каждый большой праздник - православный или светский - совместными усилиями гувернеров, учителей и самих Самариных устраивались представления, куда приглашались сельские ребятишки. Ольга Викторовна прочитала в одной из краеведческих книг, что упомянутый нами комсомолец Петр Анненков был сыном священника в селе Васильевском и, конечно же, ходил на праздничные представления в усадьбе, а возможно, и участвовал в каких-то из них. Так история народного театра в Приволжье постепенно обретает свои зримые черты. Но история театра - это не только его начало. Это вся жизнь самодеятельных артистов на протяжении целого века. Лучше всего, конечно же, известна история последних тридцати лет. *** В 1994 году в село Приволжье приехала на работу молодой режиссер Ольга Иванова. И хотя родилась она не здесь, предки ее по материнской линии жили тут еще в бытность его селом Васильевским. Может быть, поэтому она так прочно и надолго, в отличие от других молодых специалистов, укрепилась на приволжской земле. Тогда, в 1994-м, ее первой постановкой должна была стать театрализованная композиция ко Дню Победы. И она ее сделала, но годом позже, в 1995-м, да так, что на всероссийском конкурсе «Салют, Победа!», посвященном 50-летию Победы, композиция из Приволжья «Сплети мне, милая, кольчужку из ромашек» стала лауреатом. Но первым социально-творческим заказом молодому режиссеру Ольге Ивановой в народном театре стал спектакль «Любовь и голуби» по пьесе Владимира Гуркина. Главные роли исполнили люди, ставшие для Приволжья по-настоящему легендарными: Аркадий Антонинович Дьячков, чье имя носит народный театр сегодня, и Галина Дмитриевна Сухорукова - режиссер, работавшая в селе до приезда Ивановой. Ее знал буквально весь район. Аркадий Дьячков - личность уникальная: рабочий на местном механическом заводе с театром не расставался на протяжении сорока лет. Несмотря на серьезные проблемы в семье - у него тяжело болела жена, - он успевал и работать, и по дому все делать, никогда не опаздывал на репетиции и первым выучивал текст каждой своей роли. И актер, как говорят все, кто его помнит, был потрясающий… Сейчас в Народном театре имени Аркадия Дьячкова играют люди самых разных профессий. Среди них педагоги, врачи, предприниматели и домохозяйки. Многие приходят сюда буквально целыми семьями - сначала со своими вторыми половинками, а потом и с детьми… Так сложилась судьба учителя математики Михаила Шишина: более двадцати лет назад он пришел в народный театр, и первое время с ним вместе приходила жена. А потом подрос сын и тоже стал завсегдатаем репетиций и спектаклей… В юбилейном спектакле он играет одну из центральных ролей - дядю Митю. Главную мужскую роль исполняет Артур Игнатьев. Последние два года он возглавляет народный театр села Приволжья, а до этого тридцать лет был здесь актером: - Уникальность нашего театра, прежде всего, в том, что все, кто здесь служит, - люди рабочие, но каждый отдает себя на сцене народного театра. И какая у них серьезная самоотдача! Невзирая на неурядицы на работе или в семье, которые бывают, безусловно, у всех. Подрастает в народном театре и молодое поколение. Причем не только самодеятельных артистов. В подготовке к 100-летию принимает участие первый выращенный в стенах театра режиссер - Маргарита Гой. Она оканчивает пятый курс Самарского института культуры по специальности «Режиссер театра»: - Я ребенок не театральный. Не ходила сюда с детских лет, родители были далеки от этого. Театром для меня стала Ольга Викторовна Иванова. Она открыла мне этот мир. Народный театр - это источник колоссальный, люди колоссальные. Я этим буквально заболела и поступила на курс Александра Тимофеевича Золотухина. Сейчас - художник-постановщик юбилейного спектакля «Любовь и голуби». Это прекрасная школа. Лучшая практика. И мы видим, что люди изголодались по спектаклям - и взрослые, и дети. Театр у нас объединяет людей.
Сцена из спектакля «Любовь и голуби», поставленного к 100-летию Приволжского народного театра имени А. А. Дьячкова Каждый, кто переступает порог репетиционного зала и готов три раза в неделю в любую погоду приходить на репетиции, становится здесь по-настоящему своим. Рассказать обо всех ярких актерах народного театра в Приволжье сложно: на протяжении его истории их было немало. Ольга Иванова с особой теплотой говорит о двух Наташах, Натальях Александровнах, - Саксоновой и Извековой. Обе играют в столь дорогом ее сердцу спектакле, который она поставила на этой сцене 27 лет назад и который к 100-летию по просьбе зрителей возобновляют, но в новой режиссерской редакции: - В театр приходят на время или навсегда. Тот, кто на время, - приходит порисоваться. А те, кто на всю оставшуюся жизнь, - на них можно положиться, как на самого себя. Ведь это только в профессиональных театрах есть замены актеров на главные и даже на второстепенные роли, а здесь, у нас, в самодеятельном театре, - каждый артист на вес золота, он единственный и неповторимый. Конечно, бывает трудно: кто-то заболел, кто-то устал, у кого-то характер… Однажды мне одна наша артистка заявила: «А ты никогда не думала, что мы возьмем и не придем?» Но такие в театре не задерживаются. Остаются настоящие энтузиасты. Ведь людям хочется не только материального благополучия, им духовного очень не хватает. И те, кто ищет эту духовность, приходят к нам. Мы ведь много классики за эти годы ставили. Для меня наш театр - это поиски смыслов… 1 апреля в семь часов вечера зал Приволжского районного Дома культуры был полон. Сказать, что был аншлаг, - не сказать ничего. Зрители ждали своих, по-настоящему народных артистов. И дарили им свои аплодисменты, цветы, улыбки, признания в любви. Им вручали грамоты в честь 100-летия театра. И никто не заметил, как высоко, за театральным занавесом, таясь от любопытных глаз, муза Мельпомена смотрела на сцену, удивляясь: как это здесь, в далеком от столиц селе, уже целых сто лет у нее столько приверженцев и число их не убывает, а с каждым годом становится все больше...
Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 14 апреля 2022 года, № 8 (229)