Почетный гражданин Парижа

Apr 24, 2022 12:34

Аркадий СОЛАРЕВ *

Переговоры о создании легендарного полка «Нормандия - Неман» начались в Куйбышеве, а воевал полк в авиадивизии, которой командовал наш земляк.


[Spoiler (click to open)]
В марте 1942 года в запасную столицу СССР вместе с женой и дочерью приехал французский генерал и дипломат Эрнест Пети. Он был направлен де Голлем в Куйбышев в качестве главы военной миссии для переговоров об организации французских воинских частей в составе Красной Армии.
Эрнест Пети в ту пору был довольно широко известен во Франции. Да и к нашей истории имел отношение. Еще в 1909 году он участвовал во встрече российского императора Николая и был награжден им медалью «За усердие». Во время Первой мировой войны он - капитан, командир батальона. В 1916-м попал в плен при Вердене. После попытки к бегству содержался в форте Ингольштадт в Баварии вместе с капитаном де Голлем; Роланом Гарросом, который первым в мире перелетел Средиземное море, а потом стал опять же первым в мире летчиком-истребителем; генералом Катру, будущим послом Франции в СССР; и Михаилом Тухачевским, с которым в конце 1917 года бежал из плена. По возвращении во Францию Пети был произведен в майоры, а конец Первой мировой встретил в Германии в звании подполковника.
После поражения Франции в начале Второй мировой войны де Голль назначает Пети, тогдашнего главу военной миссии в Парагвае, начальником Генерального штаба «Свободной Франции». Он был одним из немногих, с кем де Голль был на «ты». Именно генерал Пети и убедил де Голля признать коммунистическое Сопротивление во Франции, после чего СССР признал французского лидера в качестве командующего всем Сопротивлением.
В Куйбышеве генерал Пети вел переговоры с нашими военными о том, чтобы в Красной Армии появились мотострелковая дивизия из французских добровольцев и военнопленных и истребительная эскадрилья. Дивизию тогда создать не удалось из-за позиции Великобритании, резко выступившей против, а вот с эскадрильей получилось. После более чем полугодовых переговоров, которые в основном проходили в «запасной столице», генерал Пети от имени «Свободной Франции» подписал 25 ноября 1942 года соглашение с командованием ВВС Союза ССР о формировании французской истребительной авиаэскадрильи в составе Красной Армии.
***
Сначала личный состав эскадрильи состоял из 72 французских добровольцев - 14 летчиков и 58 авиамехаников - и 17 советских авиамехаников. Первые 14 пилотов прибыли в СССР из Великобритании и Ливии. Новой войсковой части было присвоено наименование «Нормандия», в честь французской провинции. Эскадрилья приняла и герб этой провинции - щит красного цвета с двумя золотистыми львами. Она была укомплектована советскими истребителями Як-1, а позднее Як-3 и Як-9.
Процесс освоения французами советских самолетов оказался непростым. Очень быстро выяснилось, что в «Нормандию» попали самые молодые и неопытные пилоты, которые не могли похвастаться хорошей техникой пилотажа. Кроме того, советские истребители очень сильно отличались по многим параметрам от тех, на которых раньше доводилось летать французам, и это тоже осложняло ситуацию. И даже несмотря на то, что руководил освоением Як-1 опытный советский инструктор капитан Павел Друзенков, который великолепно говорил по-французски, процесс освоения новой техники шел довольно сложно.
И только 5 апреля 1943 года, после освоения техники, эскадрилья приступила к боевым действиям на фронте в составе 18-го гвардейского истребительного полка 303-й истребительной авиадивизии.
***
Командиром этой дивизии был наш земляк генерал-майор Георгий Нефёдович ЗАХАРОВ, уроженец села Старое Семёнкино Бугурусланского уезда Самарской губернии [ныне - Клявлинского района], будущий Герой Советского Союза.


Георгий Захаров
В 1930 году он был призван в ряды Красной Армии. Окончил 7-ю военную школу летчиков в Сталинграде и курсы при Военной академии Генерального штаба. Первый боевой опыт получил в Испании, где воевал под псевдонимом Энрике Лoпec. Там сбил 10 самолетов противника - шесть лично и четыре в группе.
Из Испании Захаров вернулся с двумя орденами Красного Знамени. В 1938 году воевал в Китае, где сбил три японских самолета. После возвращения из Китая получил еще один орден Красного Знамени. И в Испании, и в Китае Захаров воевал под командованием своего друга Павла Рычагова, будущего генерал-лейтенанта, Героя Советского Союза, расстрелянного в 1941-м в пригороде Куйбышева.
По личному распоряжению наркома обороны СССР Климента Ворошилова после возвращения из Китая он был произведен из старших лейтенантов сразу в полковники и назначен командующим ВВС Сибирского военного округа, а в 1940-м, 32 лет от роду, стал командиром 43-й истребительной авиадивизии Западного Особого военного округа и одним из самых молодых генералов СССР.
18 июня 1941 года Захаров получил специальное задание: совершить разведывательный полет по другую сторону советско-германской границы. Он пролетел на самолете По-2 около 400 км с юга на север над немецкой частью приграничной территории и обнаружил «беспрецедентное скопление немецких войск». Захаров писал в своем донесении: «Местность к западу от государственной границы забита войсками […] плохо замаскированные или вообще не замаскированные танки, бронеавтомобили и артиллерия […] по дорогам разъезжают мотоциклисты и автомобили, по-видимому - штабные».
Это донесение было отправлено и в Наркомат обороны СССР, и командующему округом Дмитрию Павлову. Но, как показывает история, в верхах необходимые выводы из этого донесения почему-то не были сделаны. Сам Захаров подготовился к будущей войне: полки дивизии были рассредоточены по полевым аэродромам и не понесли потерь от ударов немецкой авиации, организованно вступив в бой. Генерал Захаров на истребителе И-16 уже в первый день войны в небе над Минском сбил два гитлеровских «Юнкерса».
***
Так что еще не совсем опытная французская эскадрилья попала под пристальное внимание боевого генерала и уже меньше чем через полгода, в самый канун Курской битвы, была преобразована в полк «Нормандия». В ходе Белорусской операции и освобождения Литвы 16 и 17 октября 1944 года «Нормандия», участвовавшая в наступлении на Восточную Пруссию, поставила своеобразный рекорд: сбила 41 немецкий самолет и не потеряла ни одного своего.
28 ноября за боевые заслуги приказом Верховного Главнокомандующего полку было присвоено почетное наименование «Неманский», и с тех пор он стал называться полком «Нормандия - Неман». Под таким названием и вошел в историю как Великой Отечественной, так и Второй мировой.
За время боевых действий летчики полка совершили 5 240 боевых вылетов, провели около 900 воздушных боев, одержали 273 подтвержденных победы и 36 неподтвержденных, повредили более 80 немецких самолетов. Потери за время ведения боевых действий составили 42 летчика.
Командиру дивизии, в которую входил этот полк, генерал-майору Георгию Захарову, в апреле 1945 года было присвоено звание Героя Советского Союза. В годы Великой Отечественной он совершил 153 боевых вылета, в 48 воздушных боях бил десять самолетов противника. На борту его истребителя Як-3 была личная эмблема - стрела и Георгий Победоносец, пронзающий копьем змея с головой Гитлера. Союзники удостоили его титула «Командор ордена Почетного легиона», высшей воинской награды Франции, и присвоили ему звание почетного гражданина Парижа. В результате он стал единственным нашим земляком с такими титулами.
***
После войны Георгий Захаров командовал различными воинскими авиасоединениями, а после выхода сначала в запас, а потом и в отставку занялся общественной работой и литературным творчеством. Был даже народным заседателем на судебном процессе по делу американского летчика Фрэнсиса Пауэрса, пилота самолета-разведчика, сбитого в 1960 году под Свердловском.
Воспоминания о боях в Испании, Китае и во время Великой Отечественной вылились в две мемуарные книги - «Повести об истребителях» и «Я - истребитель». Возглавлял общество дружбы «СССР - Франция», несколько раз участвовал в передачах французского телевидения вместе с «нормандцами».
«К счастью, он не дожил до того времени, когда в 1999 году полк «Нормандия - Неман», считавшийся особой гордостью французских ВВС, покрыл себя позором, - вспоминала его вдова Людмила. - Это не моя оценка, а живших еще в то время «нормандцев». Тогда самолеты этого прославленного полка активно участвовали в необъявленной войне НАТО с Югославией и бомбили Белград. Абсолютно уверена, Георгий тут же бы вернул все свои французские ордена».

* Заслуженный работник СМИ Самарской области, лауреат премии Союза журналистов СССР, «Золотое перо губернии»

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 14 апреля 2022 года, № 8 (229)

ВОв, История

Previous post Next post
Up