Раз - лозинка, два - лозинка. Так и родилась корзинка

Apr 23, 2022 19:04

Аркадий СОЛАРЕВ *

Вот уже два десятка лет с лишним Александр АНДРЕЕВ из села Бобровка Кинельского района занимается плетением из лозы. При этом его руки не терпят даже двух одинаковых изделий.


Мастер плетения из лозы Александр Андреев
[Spoiler (click to open)]
- Вообще-то интерес к плетению у меня появился значительно раньше, - рассказывает Александр Михайлович. - А пробудил его дед жены Григорий Алексеевич. Он был родом из Одессы и много рассказывал о том, как в тех краях лозоплетением занимались целые деревни. Одни специализировались на корзинах, другие - на дачной и садовой мебели, третьи - на разнообразных поделках. Но он не только рассказывал, но и показывал: виртуозно плел детские стульчики. А тут еще жена Ирина сделала мне подарок - раздобыла где-то уникальный английский самоучитель по плетению.
Но тогда мой интерес был чисто теоретическим, ведь я заведовал животноводческой фермой в колхозе имени Кирова. Должность эта очень хлопотная, и времени не хватало даже на собственное хозяйство, не говоря уже об увлечении, а после развала колхоза перешел на работу в одно из учреждений УФСИН. Служба там очень напряженная, не очень-то уютно, когда на тебя, как на врага, ежедневно и постоянно смотрят более полутора тысяч человек. И вот однажды, когда я случайно крутил в руках заготовки из лозы, оставшиеся еще от Григория Алексеевича, вдруг почувствовал, что напряжение, накопившееся во время очередного суточного дежурства в зоне, куда-то уходит. Так я и пришел к этому занятию, которое уже два с лишним десятка лет меня не отпускает.
Согласно тому английскому самоучителю, плетение надо начинать с простейших поделок - например, подставок под горячее. Однако Александр сразу замахнулся на более сложное изделие - кресло. И всего за неделю справился: кресло вышло именно таким, каким его и видел будущий мастер. И только после этой работы он стал плести простые и небольшие изделия, поскольку именно мелкие детали лучше всего отображают строение, симметрию, пропорции, устойчивость - всё то, что и необходимо всем плетеным изделиям.
Сегодня из рук Александра, по приблизительным подсчетам, вышло уже полторы тысячи самых разных поделок. Точно он знает только одну цифру: дюжина кресел-качалок. Одно стоит дома, а остальные раздарены на юбилеи друзьям и близким.
Собираясь на встречу с Александром, я предполагал, что увижу у него дома целый музей плетеных изделий. Но оказалось, что у хозяина только пара кресел, парочка бра и абажуров, столько же оплетенных зеркал, плетеный столик в предбаннике да еще корзины и корзинки. Всего-то чуть более десятка. А вся остальная продукция разошлась в качестве подарков не только в селе, но ушла и далеко за его пределы. И вот что интересно: даже каждая его хозяйственная корзинка имеет свое лицо и поэтому не похожа на другие.
- Я понимаю, что оригинальность должна быть у кресел, столиков, абажуров, но корзины-то зачем оригинальными делать? - спрашиваю Александра.
- Так уж повелось, что не могу создавать одинаковые плетенки. Из-за этого у меня не сложились отношения с одной самарской садово-огородной фирмой. Меня пригласили туда на работу - плести корзинки и прочие мелкие поделки. К пенсии получалась солидная прибавка. С корзинками я еще как-то справился, но когда потребовалось сплести больше сотни совершенно одинаковых сердечек к Дню святого Валентина, я бросил эту работу. Сплести эти сердечки, конечно, было нетрудно, но абсолютно неинтересно. А если нет интереса, то это уже не для меня. Я хочу работать так, чтобы душа отдыхала во время такого занятия. А на конвейере душе места нет.
Самое продуктивное время у Александра - это зима, когда в своей усадьбе делать уже нечего. А самая горячая пора - наступление первых холодов, когда начинается заготовка лозы, которую он режет по берегам местных болотин. В последнее время у него там появились серьезные конкуренты - бобры, которых в окрестностях села, названного в их честь, становится все больше и больше. Поэтому приходится забираться все дальше и дальше. А заготовка ивовых прутьев именно после первых морозов обусловлена тем, что мороз как бы сглаживает ямочки, остающиеся от опавших листьев. В результате ветка, именуемая лозой, готова к применению.
После заготовки и сортировки по размерам, то есть по толщине, лозу надо кипятить в течение сорока минут. Александр делает это в огромной четырехведерной кастрюле. В результате ветки ивы - краснотала, лучше других подходящие для плетения, из красных становятся бежевыми. Когда ветки остынут, Александр очищает их от коры и расщепляет специальным колунчиком на четыре части. Такое расщепление - самая утомительная и почти ювелирная работа подготовительного процесса. И только после этого ветки становятся настоящими заготовками, которые в руках мастера потом превращаются в бра и абажуры, в столики и стулья и даже в дамские сумочки.

* Заслуженный работник СМИ Самарской области, лауреат премии Союза журналистов СССР, «Золотое перо губернии»

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 14 апреля 2022 года, № 8 (229)

Декоративно-прикладное искусство, Год культурного наследия народов России

Previous post Next post
Up