Вечная сущность вещей

Apr 23, 2022 15:03

Инна БУРАЯ *

В последние годы тольяттинцы имели возможность познакомиться со многими произведениями монументальной скульптуры, воплощенной и оставшейся в проектах. При этом стилистическое и содержательное решения порой вызывали чувство недоумения своей несовременностью, они казались призраками из прошлого; не теми, которые романтично блуждают в живописных усадебных парках Борисова-Мусатова, но теми, что навязчивы и утомительны.

На фоне периодически случающихся, но малополезных попыток реанимации прошлого чрезвычайно интересно и современно выглядит персональная выставка тольяттинского мастера Анатолия КАШТАНОВА, завершившаяся в Тольяттинском краеведческом музее. О ней можно было бы сказать «камерная»: ведь было представлено всего четырнадцать произведений; однако в данном случае важно не количество работ, а художественная и эмоциональная полноценность экспозиции; эффект, производимый ею на зрителя; способность автора быть в диалоге со временем, не перебирая его частные проявления, но обобщая и выявляя сущностное, мастерски организуя многослойное содержание. Его выставка о том, что близко каждому: о Западе и Востоке, о страхе, любви, мятежности. Диалог культур и бремя страстей человеческих - две главные темы экспозиции тольяттинского мастера.


Анатолий Каштанов. Мятежный Демон
[Spoiler (click to open)]
Экспрессия, глубоко заточенная в образах или, наоборот, стремящаяся излиться наружу, пульсируя и поглощая всё вокруг, формирует особенную выразительность скульптурных масок. Перефразируя известное название трактата известного философа, хочется охарактеризовать скульптуру А. Каштанова как «рождение музыки из духа». Музыкальность его произведений происходит из особенностей композиционной и пластической организации формы, прекрасно взаимодействующей со светом, низкотембровые аккорды которого затапливают пространство вокруг головы, запрокинутой для поцелуя, акцентируют темные силуэты Одиссея и Пенелопы, мягко подчеркивают лицо «Африки» с полуприкрытыми глазами или бесстрастный, как у афинских кариатид, взор «Европы».
Важную роль в формировании впечатлений от экспозиции играют материалы и технологии, которыми пользуется автор. Посетители небольшой выставки получили возможность познакомиться с художественными возможностями глины, наиболее древнего скульптурного материала, шамота, грубоватую фактурную поверхность которого Каштанов заставляет совершенно по-разному работать в большинстве своих произведений, глазури, придающей силу остановившемуся взгляду «Мятежного Демона», подчеркивающей рельефность его лица. Здесь же «Джаз» из современных стеклопластика и гелькоута, точно соотнесенных с визуальным и музыкальными образами британской певицы Ala.ni.
Какова скульптура современного Тольятти? Выставка произведений Анатолия Каштанова - один из возможных достойных ответов на этот вопрос. Скульптурное решение его масок монументально, содержательно они соотнесены с вечными темами и образами. «Возвращение Одиссея…» не только интерьерно, его вполне можно представить в парковом пространстве, а «Европу», «Азию» и «Африку» - элементами композиции, посвященной межкультурному диалогу. В скульптурах Каштанова нет актуальности в расхожем смысле этого слова, скорее, его искусство основано на современном прочтении вечных проблем и вопросов, которые сам себе ставит человек.
В завершение хочется сказать комплимент выставочной площадке Тольяттинского краеведческого музея: небольшое монохромное пространство в серых тонах, со сдержанным искусственным освещением, кажется, уже снискало симпатии художников города. Будем ждать выставок.

* Кандидат искусствоведения, преподаватель Лицея искусств г. о. Тольятти

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 14 апреля 2022 года, № 8 (229)

Изобразительные искусства

Previous post Next post
Up