Всежанровый Майерс

Mar 22, 2022 15:10

Игорь ВОЩИНИН *
Фото Юрия СТРЕЛЬЦА

Самару в последние годы довольно часто стали радовать своим приездом интересные музыканты и вокалисты из-за океана. Вот и прошедший февраль был украшен выходом на сцену талантливого певца, пианиста и композитора Аарона МАЙЕРСА.


Аарон Майерс и Иван Фармаковский
[Spoiler (click to open)]
В Ветхом Завете Аарон - первосвященник, брат пророка Моисея, а в современной музыке его тезка Аарон Майерс известен, прежде всего, как звезда жанра госпел, разновидности духовной христианской музыки, появившейся в Америке в конце XIX и получившей наибольшее развитие в первом тридцатилетии ХХ века.
Госпел, родившись на основе смешения народных афроамериканских мелодий и христианских гимнов, со временем обрел полноправную собственную нишу на рынке музыкальной индустрии, а кроме того, вместе с блюзом стал одним из корней появившегося в начале ХХ века жанра джазовой музыки.
Королевой негритянских религиозных песнопений заслуженно считается великая Махалия Джексон, которая всю жизнь исполняла госпелс и спиричуэлс и записала их на трехстах дисках разного формата, многие из которых отмечены престижными премиями «Грэмми». Махалия одной из первых перенесла госпел из храма на концертную сцену. Она всегда утверждала свою исключительную принадлежность к религиозной музыке, хотя иногда удавалось вовлечь ее и в престижные джазовые фестивали. Правда, выходила на сцену она там только в определенные дни недели согласно требованиям христианского списка. Махалия даже решилась сделать совместные с оркестром Дюка Эллингтона звукозаписи, хотя это был вокал в одном из Духовных концертов Дюка и псалмы в сюите Black, Brown and Beige.
Из современных исполнителей госпел нужно вспомнить родившуюся в Нигерии американку Чиньере Ннинну Фрилон. Уже первые ее записи были близки джазу. В 2008 году автору довелось быть на ее выступлении в Москве, и тогда в ходе интерактивного концерта в Международном доме музыки под безгранично эмоциональные, экзальтированные песнопения Ннинны 1 700 зрителей превратились в ее паству. А в 1994-м в Кремлевском Дворце мне посчастливилось услышать в авторском исполнении Confession Blues, первый собственный госпел «Великого Слепца», которого самого упоминать мимоходом нельзя: Рэй Чарльз был Гений!
Аарон ЛеРой Майерс музыкально образовываться начал в колледже Наварро по специальности «Театр и бизнес», но уже во время учебы руководил студенческим госпел-хором. Позже, перебравшись в Лос-Анджелес, он стал регентом хора в храме Church of Good Christ, а ныне, проживая в Вашингтоне, продолжает оставаться в роли руководителя хора баптистской церкви United Church of Christ.
В Самаре неоднократно звучали религиозные госпелс и спиричуэлс, но тогда выступали афроамериканские вокальные группы. Так что Аарон Майерс, пожалуй, стал у нас первым солистом в этом жанре. В своем выступлении он смог представить все яркие особенности госпел: мощную энергетику, особый ладовый колорит, экзотическую интонационную систему, характерный прием звукоизвлечения, лирическую глубину и трагизм в сочетании с чувственной человеческой красотой, а также яркую ритмику и элементы спонтанной импровизации.
В 2008-м Аарон Майерс осел в Вашингтоне, и именно в этот период начался всплеск его музыкальной карьеры: первое место в джазовом чарте ReverbNation, звание лучшего певца 2015 и 2016 годов по опросу престижного журнала Washington City Parker, победа в конкурсе Вашингтонской музыкальной ассоциации, звание «Лучший джазовый артист 2018 года», две номинации на «Грэмми».
В печати творчество Майерса нередко именуется Jazz Revolution, и это отвечает действительности. Как же сложно вместить в себе столько талантов! Кроме уже упомянутого руководства церковным хором и сольных концертов госпела, Аарон Майерс снимается в мюзиклах, записывает саундтреки к фильмам, играет на сцене в спектаклях, занимается преподавательской деятельностью, устраивает мастер-классы для групп зарубежных студентов. Хотя основным для него все-таки остается джаз. Он резидент самых популярных джаз-клубов Вашингтона - Blues Alley и Black fox Lounge, постоянно участвует в международных фестивалях.
***
В самарском концерте Майерс представил целый букет классических госпелс, а также джазовых стандартов. Звучали мелодии Кармайкла, Портера, Эллингтона, легендарную Moaning сменяли Baby-Blues и If I Could. А в начале второго отделения концерта под звуки спиричуэлса Down by Riverside зрители, дружно подпевая артисту, вроде бы даже без перевода поняли, что Аарон зовет их пойти вниз по реке к буре забвения, к пристанищу влюбленных, отбросив всю фальшь прошлого.
Выйдя на сцену в Самаре, симпатичный афроамериканец произнес целых три слова, которые он знает на русском языке: «Спасыба. Добрая вечор». Далее он начал говорить на родном английском, и руководитель инструментальной группы Сергей Васильев спросил у зрителей, нужен ли им перевод. Зал дружно, но явно необдуманно ответил отказом. Правда, Аарон оказался великолепным stand-up-артистом, обладающим уникальными способностями общения с аудиторией. Он очень живой на сцене. У него прекрасная дикция, и из его жестов, а также отдельных всё же известных зрителям английских слов и сложилось взаимопонимание с залом.
Завершился концерт уникальным номером. Всемирно известную композицию, хит 30-х годов All of Me, Майерс начал петь хриплым голосом, откровенно и точно представив манеру великого Луи Армстронга, а затем, уже усевшись за рояль, выдал пару фортепианных «хорусов». Закончился этот оригинальный музыкальный аттракцион возвращением к клавиатуре штатного пианиста Ивана Фармаковского, и финал композиции прозвучал уже в четыре руки.
***
В Самаре Аарона Майерса сопровождало инструментальное трио с музыкантами, хорошо известными нашим меломанам. Они сами реально пересекались в разных других инструментальных составах, а в Самаре в трио раньше выходили на сцену и с другими интересными вокалистами, в том числе со Стивом Вашингтоном и Шерон Кларк.
Контрабасист Сергей Васильев, пианист Иван Фармаковский и барабанщик Давид Ткебучава, вне сомнения, сегодня в числе лучших музыкантов отечественного джаза. Они участвовали во многих российских и международных фестивалях, играли и записывались со звездами отечественного и зарубежного джаза, неоднократно выступали в других странах. Соответственно, и в Самаре мы их видели и слышали рядом со многими другими известными джазменами, и автору уже доводилось ранее писать об их творческих успехах. А очередная встреча с музыкантами в компании замечательного американского вокалиста принесла самарским любителям джаза новые яркие впечатления.


Иван Фармаковский, Аарон Майерс, Сергей Васильев, Давид Ткебучава
* Член Гильдии джазовых критиков и Союза журналистов России

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 17 марта 2022 года, № 6 (227)

Джаз

Previous post Next post
Up