Главный провал в жизни - это когда ты не вызываешь никаких эмоций

Mar 06, 2022 12:03

Уж чего-чего, а эмоции Почетный гражданин Самарской области, заслуженный работник культуры России Светлана Петровна ХУМАРЬЯН, человек-легенда, человек-эпоха, вызывала и продолжает вызывать. На днях у нее - юбилей. Это ли не время поговорить о ее жизненных и профессиональных планах! Естественно, в сугубо субъективном и очень эмоциональном ключе.

Со Светланой Петровной мы познакомились вот уже 41 год назад при практически комических обстоятельствах. Я, в то время художественный руководитель студенческого клуба госуниверситета, поехал на железнодорожный вокзал встречать Сергея Михайловича Слонимского. Он приезжал на авторский концерт в ОДО, зал которого заменял в то время реконструируемую филармонию, а я должен был договориться о встрече со студентами в самом популярном тогда клубе Gaudeamus. Предварительная договоренность была, нужно было подтвердить ее при личной встрече. И я приехал, а Светлана Петровна опаздывала. Мы со Слонимским остались на перроне одни, и я предложил довезти его до гостиницы. Он согласился, мы двинулись, и тут вбежала Светлана Петровна: подвела филармоническая машина. Узнав цель моего появления, сказала, как отрезала: «Лучше приведите своих студентов на концерт». Встреча в клубе не состоялась.


Светлана Петровна и Сергей Георгиевич Хумарьян
[Spoiler (click to open)]
***
За эти десятилетия градус наших отношений многажды менялся. Я менял места службы, она неизменно оставалась человеком, руководившим самарской культурой. Собственно, настоящим руководителем областного управления/департамента культуры она была лишь десятилетие - с 1990-го по 2000-й, но символом - полвека, с тех пор, как пришла работать инспектором отдела искусств.
В этом, безусловно, заслуга и Бориса Ивановича Шаркунова, блестящего управленца, 26 лет руководившего управлением культуры: он всегда уходил на второй план в концептуальных вопросах развития искусства, отдавая первенство знаниям и увлеченности Светланы Петровны.
Первый самарский губернатор Константин Алексеевич Титов в недавнем интервью признал, что в Самаре нет и не было столь эрудированного и преданного своему делу руководителя культуры.
Она жила и продолжает жить своим любимым делом - музыкой, театром, балетом. Ушла в 2000-м в отставку и сосредоточилась на организационных хлопотах по проведению Фестиваля классического балета имени Аллы Шелест, который стал за эти годы одним из самых авторитетных российских хореографических форумов. Его участниками были практически все звезды отечественного балета. Фестиваль удостоен ордена Екатерины Великой, вошел в Европейскую ассоциацию музыкальных фестивалей.
***
Светлана Петровна в первую очередь - театровед, выпускница театроведческого факультета ЛГИТМиКа. Управленец - это все-таки способ приложения сил.
Как заместитель начальника управления культуры она всё советское время «кормила» Куйбышев самыми отборными театральными «блюдами»: на гастролях в нашем городе были все - от БДТ и Мстислава Ростроповича до «Современника» и Григория Соколова. И когда гастрольная система в начале 90-х рухнула, нас ее усилиями не оставили «фоменки», Российский - плетневский - национальный оркестр и многие, многие...



Светлана Хумарьян с Анатолием Эфросом
Как театровед она много десятилетий начинала рабочий день с «мониторинга» «кадрового потенциала» отечественной культуры: кого можно было бы заполучить в Куйбышев, в творческие коллективы, в театры - в первую очередь? Так на Волге на годы задержались Геннадий Проваторов и Игорь Чернышев, Роман Ренц и Лев Шварц, Борис Рябикин и Алла Шелест… Пусть кто-нибудь скажет, что в этом далеко не полном перечне есть хотя бы одна «легкая» фигура с простым характером.
Как театровед она боролась за то, чтобы Самара получила поддержку на осуществление «звездных» проектов. Достаточно упомянуть «Видения Иоанна Грозного» Слонимского - Ростроповича - Стуруа. Громкая мировая премьера с телетрансляцией на всё Отечество!



…с постановочной группой оперы Сергея Слонимского «Видения Иоанна Грозного»***
Лет двадцать тому я посетовал Светлане Петровне на то, что множество «уроков» с ее непосредственным участием так и не станут известными будущим поколениям людей театра. В ответ: «Да кому сейчас это нужно», «Еще время не пришло». Я человек настырный, но из года в год: «Время не пришло».
Слава Б-гу, всегда находятся люди, которым удается «заболтать» ее бдительность. Сначала в Доме актера родился цикл мемориальных программ в память мастеров театра, затем в Самаре родилась газета «Промышленность и бизнес», на страницах которой Светлана Петровна опубликовала несколько десятков аналитических статей о культуре, искусстве - балете в первую очередь.



…с Михаилом Плетневым
Потом появилась «Свежая газета. Культура», и СП вновь среди ее авторов и деятельный член редакционного совета.
Наконец, группа самарских телевизионщиков заполучила ее как автора идеи и действующее лицо проекта «Культурный взлет Самарской области в ХХ веке». Десять (на настоящее время) программ о тех, кто составил славу самарской культуры, и практически к каждому эпизоду Светлана Петровна имеет самое непосредственное отношение.
Чем не воспоминания? По крайней мере, определенное их возмещение.
***
В начале 90-х Светлана Петровна удивила меня, согласившись занять должность начальника областного управления культуры. Зачем? Как зам по искусству - она первая, и рядом - тишина. А теперь же кроме театров и филармонии - «культура села», клубы, библиотеки, сельские краеведческие музеи… Ведь вроде бы ясно, что будет во-первых, а что - во-вторых. И ошибся.
Разумеется, на события в областной центр стали приезжать «районные делегации», в первую очередь из учащихся детских музыкальных и художественных школ (СП уговаривала районных и городских руководителей помочь идее организационно и финансово - получалось!). Было открыто восемь театрально-концертных филиалов в крупных районных центрах.
Но не предавая свою любовь к театру, к музыке, она начинала рабочую неделю с поездок в районы. В период ее начальствования начался музейный бум в районах. Посмотрите на летопись музейной жизни: полтора десятка новых музеев менее чем за десятилетие.
Начало 90-х - бум всевозможных «концепций развития», выполненных, естественно, на уровне маловысокохудожественной самодеятельности. Сколько раз она приглашала меня на их защиты/обсуждения, и все - с неизменным для авторов результатом. Поползло: «СП - театральный практик, а пришло время комплексных программ». Прошло несколько лет, и в Самаре появилась цепочка целевых программ: «Год Алабина», «От Ра до Волги», «Россия сильна провинцией»… Каждый календарный год посвящен отдельному аспекту художественной культуры. С четкой целью - точно сформулированной и реализуемой. И задолго до того, как это стало федеральной традицией.
***
Светлана Петровна - человек эмоциональный. Зачастую эмоции перехлестывают, сразу убедить ее не всегда удавалось. Порой неправыми оказывались те, кто пытался переубедить, порой - она. Никто от ошибок не застрахован, но если в их основе увлеченность, но без какой-либо корысти, о них забываешь. Забывает визави, забывает она.
Не забываются только случаи, когда не удалось убедить собеседников в своей правоте. Она до сих пор жалеет, что «из-за боязни драматических последствий» не настояла на том, чтобы в Куйбышеве остался работать главный дирижер симфонического оркестра Валентин Нестеров. Жалеет, что «не творческие, обывательские мотивы» одержали верх в конфликте Романа Борисовича Ренца и коллектива театра кукол. Что не позволили при согласии, работе и жилье взять на работу Зиновия Корогодского, создавшего легендарный Ленинградский ТЮЗ в 70-х, театроведа Анатолия Смелянского, оперного режиссера Эмилия Пасынкова.
Но главная профессиональная боль СП - в Самаре нет ни театрального вуза, ни консерватории…
Сейчас у Светланы Петровны появилась новая идея (своим вниманием старые она не оставляет) - памятник Николаю Симонову в роли Петра Великого. Газета уже не раз обращалась к этой идее, и, поздравляя Светлану Петровну Хумарьян с ее славным юбилеем, наряду с пожеланиями здоровья и неутолимого желания творить редакция «держит кулачки» за то, чтобы памятник прирос политической волей тех, от кого зависит реализация этого проекта.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 3 марта 2022 года, № 5 (226)

Культура Самары

Previous post Next post
Up