Неделя современного кинозрителя

Feb 12, 2022 14:43

Ксения ГАРАНИНА

В галерее «Виктория» завершилась Неделя современного кино. Хедлайнером мероприятия стала режиссер Светлана БАСКОВА. На роль «звездного» критика был приглашен Михаил ЗАХАРОВ. В категории «новые имена» дебютировал оператор Глеб ХОДИН. Олег ГОРЯИНОВ остался в амплуа любимого всеми спикера. А срежиссировал и оформил все куратор Сергей БАЛАНДИН.

Трейлер

Уже больше года в галерее стараются каждый месяц посвятить какому-либо виду искусства, обязательно отметив в названии, что оно «современное». И если с «живыми» форматами - танец, театр или мода и архитектура, где тренды и актуальная повестка диктуют острое внимание к настоящему моменту, - «современность» легко вписывалась в программу, то с кинематографом, кажется, получилось немного сложнее.
Самому новому фильму, показанному на Неделе, - десять лет. Для классики совсем немного. Выбор куратора пал на фильм «За Маркса!» Светланы Басковой, боевой подруги акциониста Анатолия Осмоловского и сооснователя института для современных художников «База». Для марафона было выбрано шестичасовое кинополотно «Коммуна» Питера Уоткинса, вышедшее в 2000 году и посвященное событиям в Париже 1871 года. Да и в целом на лекциях и паблик-токах спикеры не ставили своей главной задачей поговорить о киноработах последних лет, а свободно перемещались по всей истории киноискусства.


Светлана Баскова

[Spoiler (click to open)]
Даже художественный проект куратора Недели Сергея Баландина «Дневник кинозрителя. Интимная стенгазета» апеллировал к работам Тарковского, Пазолини, Феллини, а не, например, Хлои Чжао, Пон Джун Хо, Спайка Ли или кого-то еще, кто на гребне информационной волны с главными кинонаградами в руках.
Ватман, растянутый на стене Victoria Underground, с вырезанными картинками и текстом от руки, рассказывал о первых чувствах, впечатлениях автора, обо всем, что волновало его в кино. Эта стенгазета отражала и идею «современности», которая была заложена в названии проекта, и впечатления зрителей.
Так получилось, что в контексте проекта галереи в этот раз было не столько про само искусство, сколько про впечатления от него. Единственному режиссеру, вписанному в программу, Светлане Басковой, устроили очную ставку со зрителями, порой активно несогласными с ее идеологическими принципами. Современный кинематограф - это не про новые идеи в кино, а про поиск новых смыслов и смену оптики при просмотре старого. Артист-ток - это не про режиссера, который рассказывает со сцены, что он хотел сказать в своей работе, а про зрителей, которые ждут его после, чтобы сфотографироваться и высказать свое мнение.
Плюс к этому, раз Сергей Баландин взялся за кураторство, то одной идеи здесь будет недостаточно. Вполне естественно Неделя современного кино переплелась с последней неделей работы выставки «Музей революции», посвященной левому искусству.

Сюжет

Началась Неделя с лекции Олега Горяинова «Способно ли кино побороть магию кино?». Постоянные гости «Виктории» уже знают, что у Горяинова в галерее проходит цикл лекций «Философия новой эпохи», а поклонники кино стараются не пропускать его выступления в Музее Эльдара Рязанова и рецензии на страницах «Свежей газеты. Культуры».
В этот раз спикер предложил порассуждать о вопросах «Откуда берется потребность утверждать магическую природу кино?», «Что питает сетования о современном кино, которое якобы утрачивает этот эффект?». В анонсе лекции утверждалось, что «на примере кинематографа XXI века на лекции будут предложены ответы на эти и связанные с ними вопросы». Разгадать тайны кино собрался полный зал.
На второй день Недели галерея вместо похода в кино на новый фильм Франсуа Озона, Гильермо дель Торо или хотя бы победителя последнего Каннского кинофестиваля Одри Диван предложила гостям рассказ молодого оператора Глеба Ходина о тайнах его профессии. Ходина как спикера в Самаре знают не очень хорошо, хотя он уже выступал в Музее Модерна. Куратор Сергей Баландин отметил его работу и пригласил сразу на два события Недели. После авторской лекции «Кино-глаз. Операторская работа в кинематографе» Ходину досталась почетная миссия вместе с Сергеем Баландиным комментировать субботний показ «Коммуны». Специально для этого организаторы поставили мягкие кресла и призвали приносить с собой печеньки для кофе-брейка. По словам куратора, если лекции и артист-толк были в большей степени ориентированы на зрителей, которые уже влюбились в кинематограф и стремятся постигать тонкости искусства, то киномарафон был организован «про простые зрительские впечатления и радости».
Светлану Баскову часто любят представлять как режиссера «Зеленого слоника», канонической работы для «мемной» субкультуры. Артист-толк вел историк Рудольф Голубев. Во время разговора он несколько раз пытался найти в Басковой поддержку идее, что сейчас в стране со свободой в сфере искусства «хуже не придумаешь» и «всё сведено к абсурду» - не то что в эпоху московского акционизма 90-х. Но находил лишь тактичный скепсис и фразы в стиле «художник должен решить, чем он занимается - искусством или политикой, и если вторым, то необходимо полностью переходить в эту сферу».
Баскова рассказала, как собирала материал для фильма, и про документальное предисловие к работе «Одно решение - сопротивление» (2011). Она отметила, что, создавая образы чиновников и провинциальных рабочих, сталкивалась с противоречивым зрительским восприятием: в провинции гротескными считывались персонажи чиновников, а в столице - рабочих. В своем монологе сооснователь «Базы» подчеркнула, что института современного искусства сейчас как такового не существует и что это пока остается маргинальным направлением. Пожелала всем начинающим авторам верить в себя и помнить, что один человек может изменить весь мир, тем более, если он занимается исключительно своим делом.
После выступления к Басковой выстроилась цепочка зрителей - сделать фотографию и поговорить. В этот вечер гости галереи сидели разве что не на потолке. Даже пройти по залу было невозможно из-за большого количества гостей. По словам организаторов, они не ожидали такого аншлага. Запись встречи со Светланой Басковой можно посмотреть на странице галереи «Виктория». Особенно это будет интересно тем, кто был на презентации ее фильма десять лет назад в киноклубе «Ракурс», - сравнить впечатления.
Еще одна видеозапись с Недели современного кино, которую может посмотреть любой желающий, - лекция киноведа Михаила Захарова «От маргиналов к визионерам: история американо-азиатского кино». Получился кинообзор от начала времен до наших дней, с акцентами не только на режиссерах, но и на артистах. Этой онлайн-встречей и завершилась Неделя современного кино, которая прошла очень успешно, учитывая интерес зрителей.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 3 февраля 2022 года, № 3 (224)

Кино

Previous post Next post
Up