Потеря памяти

Feb 12, 2022 11:24

Рубрика: Письмо в редакцию

Юрий МЕНЧИК *

Куйбышевская железная дорога, филиал ОАО «РЖД», - важнейшая стальная магистраль страны - обслуживает в перевозках пассажиров и грузов 9 регионов Российской Федерации: Рязанскую, Тамбовскую, Пензенскую, Ульяновскую, Оренбургскую, Самарскую области, Башкортостан, Татарстан и Мордовию. Общая протяженность Куйбышевской железной дороги составляет около 5 000 километров. Можно себе представить, сколько значимых исторических событий случилось за 150 лет ее существования!


[Spoiler (click to open)]
Куйбышевская железная дорога уникальная в своем роде. В силу экономических и политических событий 16 раз менялись ее границы и наименования, от Ряжско-Моршанской до нынешней Куйбышевской.
Достаточно сказать, что в 1918 году, в период гражданской войны и нахождения в Самарской губернии КОМУЧа, начальник Самаро-Златоустовской железной дороги осуществлял руководство перевозками во всех восточных регионах России, включая Ташкентскую железную дорогу. А самое главное - в музее был собран большой материал о тружениках, внесших значительный вклад в ее развитие.
Начальники железной дороги М. И. Хилков, Б. П. Бещев впоследствии стали министрами путей сообщения. Наш земляк Г. М. Кржижановский в 1902 году был начальником Самарского паровозного депо, в 1920 году возглавил комиссию ГОЭЛРО, а затем стал первым председателем Госплана СССР.
Для сохранения исторического наследия железнодорожного транспорта в 1973 году был создан Музей истории Куйбышевской железной дороги. На протяжении всего периода деятельности музея начальники железной дороги Д. С. Сугак, Г. И. Чернов, Э. С. Поддавашкин, А. С. Левченко, В. Г. Лемешко, С. А. Кобзев, Ш. Н. Шайдуллин, С. В. Соложенкин, Р. Ф. Сайбаталов всячески способствовали развитию его материальной базы, а сотрудники, ветераны и энтузиасты постоянно пополняли фонд музея уникальными экспонатами.
Музей обладал уникальными историческими материалами: подлинными документами, фотографиями, образцами железнодорожной техники второй половины XIX - начала XX века.
Материально-техническая база позволяла своими силами изготовлять печатную и хронико-документальную продукцию. За последние годы были созданы десятки фильмов, издано множество книг, монографий и буклетов, посвященных историческим событиям и знаковым датам Куйбышевской железной дороги. В них отражены роль магистрали и вклад ее тружеников в Великую Победу. 14 000 работников нашей железной дороги ушли на фронты Великой Отечественной войны, 31 из них стал героем Советского Союза. Их имена увековечены в названиях улиц, учебных заведений, предприятий, в Самаре есть улицы М. П. Агибалова и М. Я. Сорокина.
В музее проводились незабываемые встречи ветеранов войны и труда с учащимися учебных заведений, что позволяло воспитывать молодое поколение в духе патриотизма и гордости за выбранную профессию железнодорожника.
Музей пользовался большим авторитетом у жителей и гостей нашего города, не было ни одного дня, чтобы его не посетили пассажиры проходящих поездов.
Однако с приходом на Куйбышевскую железную дорогу главным инженером, а затем и ее начальником В. В. Дмитриева резко изменился подход к сохранению исторического наследия. Им было принято решение кардинально изменить концепцию деятельности музея. В 2019 году при текущем ремонте помещения музея, расположенного на вокзале станции Самара, допущены факты вандализма. Документы, имеющие историческую ценность, награды, личные вещи, железнодорожная форма, макеты и галерея Героев Советского Союза были вывезены в неохраняемые места, а часть выброшена на свалку и безвозвратно утрачена.
Вместо них внедрены мультимедийные средства с размытой тематикой и техническими изъянами. Конечно, современные технические средства должны внедряться в музейную деятельность, визуализировать исторические события, но не служить заменой бесценных подлинных экспонатов.
В нарушение распоряжения генерального директора ОАО «РЖД» О. В. Безозерова № 1068р от 29.05.2019 были ликвидированы запасник и архив музея, разрушена материально-техническая база. Уникальные дорогостоящие станки и оборудование перевозятся из склада в склад, в результате чего они пришли в негодность. Как следствие, третий год не проводится поисковая и научно-исследовательская работа, нарушена связь с культурными организациями субъектов Российской Федерации, а также ближнего и дальнего зарубежья.
В декабре 2019 года прекратил существование музей Пензенского региона Куйбышевской железной дороги, а уникальные экспонаты вывезены в складские помещения сторонних организаций. Открытие данного музея запланировано на 2025 год, можно только представить, во что превратятся экспонаты за 7 лет и сохранятся ли они вообще!
На мои многократные устные и письменные обращения к В. В. Дмитриеву никаких мер не принято. К сожалению, нет и реакции от руководства ОАО «РЖД» на обращение ветеранов руководящего звена Куйбышевской железной дороги, которые принимали непосредственное участие в развитии музея.
Подобные действия начальника Куйбышевской железной дороги В. В. Дмитриева по разрушению исторического наследия железнодорожного транспорта вызывают не просто недоумение, но и справедливое возмущение.
Как представить себе, что человек, приехавший из другого региона, не знающий истории, традиций Куйбышевской магистрали, позволил надругаться над памятью ветеранов, участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла, превратив музей (по меткому выражению посетителей) в вечернее кафе?!
Хочется надеяться, что с помощью общественности и ветеранских организаций музей истории Куйбышевской железной дороги вернет первоначальное предназначение по сохранению исторического наследия железнодорожного транспорта, как на остальных железных дорогах ОАО «РЖД».

* Ветеран труда федерального значения, почетный железнодорожник, заслуженный работник Куйбышевской железной дороги.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 20 января 2022 года, № 1-2 (222-223)

История культуры Самары

Previous post Next post
Up