Химия мозга

Feb 11, 2022 19:00

Герман ДЬЯКОНОВ *

В принципе, то, о чем пойдет речь, должно было бы сохраниться в нашей памяти, в мозгу, еще со школьных лет.

Наш головной мозг - это войлок, волокнами которого являются отростки нервных клеток, нейронов. К нейрону подходят дендриты. Отходит от нейрона единственный отросток, аксон. Аксоны заканчиваются либо на других нейронах, либо на мышечных волокнах, либо на клетках желёз. Аксон может разветвляться, при этом каждая веточка - терминаль - ведет к своей цели.
По аксону передаются пакеты импульсов электрического потенциала, имеющих, правда, химическое происхождение. Однако при соединении с получателем (другим нейроном и т. п.) электрический контакт отсутствует. Он прерывается так называемой синаптической щелью, для преодоления которой из клетки-передатчика выбрасываются специальные молекулы, называемые нейромедиаторами. Открыто их на текущий момент свыше сотни; есть подозрения, что еще столько же пока не известны.
В связке с ними идут эстеразы, ферменты, прекращающие выброс медиаторов (чего зря расходовать, импульса вполне хватит). Но это еще не всё: многие другие химические вещества участвуют в жизни головного мозга - ведь нейрон, как и любая клетка, живет за счет метаболизма. Таким образом, вся эта «химия», которая кровью приносится к мозгу, очень сильно влияет на его работу. Что-то действует плохо. Но кое-какие вещества приносят мозгу пользу.
Вот только какие вещества и что за вред-польза? Прежде всего, надо упомянуть пищу и лекарства. Грань тут весьма тонкая. Конечно, есть то, что называется и является лекарством. Мы принимаем их либо по назначению врача, либо (и чаще!) по совету знакомой женщины, у которой было то же, что и у нас, только не в правом боку, а в затылке, а ведь это же совсем рядом.
А как было в каменном веке, без лекарств? Скажем, аминокислоты лизин и триптофан, которые в нашем организме не синтезируются, получаются нами либо с едой (они есть в растениях), либо в виде фармакологических препаратов.
Первым был открыт нейромедиатор по имени ацетилхолин. Он участвует в работе сердца, желудочно-кишечного тракта, органов зрения, во многих других хороших делах. Мы просыпаемся благодаря ему. Его нехватка ведет к болезни Альцгеймера. Правда, с 80-х годов прошлого века его как лекарство не применяют, но он синтезируется нейронами из холина, поступающего к нам с пищей, содержащей фосфолипиды, и веществ ацетильной группы, которые в митохондриях синтезируются в процессе метаболизма сахаров.
Холи́на много в яичном желтке, в мозгах (для еды!), субпродуктах, в жирах для жарки пищи. В овощах его не так много. Ацетилы присутствуют в уксусной кислоте. Так что штук сорок пельмешков с уксусом и с рюмочкой чего-либо сладенького вполне поборют любого Альцгеймера. И не только нейромедиаторы синтезируются из питательных веществ, которые мы едим. Там огромный список разной важной биохимии. Так что же, правду говорят, что мы - то, что мы едим?
Однако возьмем, например, нейромедиаторы из группы катехоламинов: дофамин, норадреналин, наш уважаемый адреналин. Так вот катехоламины к нам с пищей не поступают! Значит, мы - не только то, что едим. Кое-что остается за другими аспектами нашей счастливой жизни.

* Специалист по теории информатики

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 3 февраля 2022 года, № 3 (224)

Наука

Previous post Next post
Up