Попытка научить зрителей видеть современное искусство. Удалась!

Sep 12, 2021 13:40

Ксения ГАРАНИНА

В Самаре прошел, возможно, самый не ангажированный политической повесткой фестиваль этого лета - «НАЗАД В ГОРОД» от галереи «Виктория». Небольшой фестиваль для своих, на который не очень обращают внимание в медийном поле, но который сегодня в Самаре остается хорошей возможностью для начинающих художников, увлекающихся современным искусством, заявить о себе, а кураторам в очередной раз подчеркнуть, что для презентации искусства не нужны белые стены галереи и оно может быть везде, главное - увидеть или услышать.


[Spoiler (click to open)]
Открылся фестиваль достаточно светским мероприятием - выставкой Нади Ковбы «8 комнат» в шикарном внутреннем дворе на Молодогвардейской, 70. Здесь состоялись и показ фильма о выставке, и DJ-сет от Rattlecitadel, и лайв Zero Condition. Сюда, конечно, нужно было прийти хотя бы ради того, чтобы увидеть внутренний двор, но и история выставки интересна - как серьезная работа художницы, с вниманием относящейся и к презентации проекта, и к его концепции. Конечно, кто-то увидит в этом искусство, кто-то поиск молодой женщины своего места в мире, а кто-то эмоциональный аттракцион. В любом случае, «8 комнат» - серьезный и масштабный проект художницы с большим светским бэкграундом и страстным желанием быть активной участницей арт-рынка. Подробнее о проекте можно узнать на сайте 8rooms.art.
Дальше траектория программы фестиваля резко свернула от светских вечеринок в сторону практически андеграунда. Состоялось открытие выставки Кирилла Ермолина-Луговского «Трепет-панк: мемуары» в Штабе аут-группы «Муха».
«Техника трепет-панк представляет собой «мерцание» формы и содержания мемуаров, совмещение глубокой лирики и индивидуализма с хулиганским пафосом и эксцентричностью», - говорится в экспликации к проекту.
Выставка представляла собой композицию покрашенных в белый цвет привычных будничных предметов: велосипед, шахматы, рамка для фотографий... Судя по описанию, Кирилл Ермолин-Луговский пытался создать из каждого предмета лишенный индивидуальности образ и собрать их все в универсальную и понятную каждому историю: «В своих работах художник обращается к фиксации образов и пространства предметными маркерами, от живописных безликих образов людей до закрепленных на холсте природных и бытовых вещей, ничего не говорящих и ничего не означающих, кроме своего присутствия».
На следующий день зрителям предложили посетить выставку Анны Леденевой «Метаморфозы» на крыше знаменитого в узких кругах «Музея городских легенд». В перформансе принимала участие Вера Закржевская. У Анны Леденевой в творческом методе за несколько лет ничего не изменилось - те же манекены с головами животных или просто фигуры животных. А вот перформанс с нотами БДСМ внес флер легкого безумия в происходящее.
Но самое интересное в этот день - проект «Карманный авангард», когда в десять часов вечера на парковке перед ТЦ «Парк-хаус» была организована стихийная выставка: из открытых багажников машин выглядывало современное искусство.
Во время фестиваля 2019 года участники выставки «Карманный авангард» собирались рядом с трансформаторной подстанцией у дома «Рашпиль» на Осипенко. Тогда встреча получилась масштабной и на антивыставку пришло около ста человек. Может, в этом году гостей было и меньше, зато все происходящее имело более ироничное настроение. На стоянке рядом с ТЦ свои работы демонстрировали Максим Абрамов, Яна Арбузова, Виктория Большинская, Кирилл Гуров, Алина Каткова, Татьяна Кондратьева, Дмитрий Птицын, Максим Р.


«Выставка «Назад в город» проходила в этом году в багажниках машин на парковке, - рассказал куратор проекта Сергей Баландин. - И в какой-то момент, под музыку Кирилла Флегинского, участника объединения «НуМыЖы», раздававшейся из одного из автомобилей, появилось ощущение, что такие выставки нужно делать постоянно, ведь это так просто: съехаться машинами и тусоваться, как и многие другие на парковке, только во имя творчества. Наиболее неожиданными авторами на выставке я бы назвал Кирилла Гурова, который предлагал продегустировать соки из выкрашенных черным коробочек, и Дмитрия Птицына с его смелыми, панковскими фотографиями - сценами из жизни неприглядной, страшной и смешной Самары. Открытие «Карманного авангарда» - живопись Яны Арбузовой, выставившей прозаические натюрморты с продуктами из магазина».
В остальные дни программа была посвящена больше экскурсиям и виртуальным прогулкам, что стало отличительной особенностью фестиваля этого года. Например, театр «Самое свое» представил променад-спектакль «Провал». Режиссер Катя Мокшанкина и CG-artist Кирилл Зарубин создали в городе виртуальные монументы своим ошибкам и нелепым ситуациям, которые можно было увидеть с помощью телефона и «Инстаграма».


Серьезно заявить о себе решил «Театр быта». Проект существует уже какое-то время и выставляет в соцсетях сайт-специфик-подкасты - когда дается определенное руководство для действий в определенном месте и, следуя инструкции и слушая аудиозапись, можно узнать и увидеть какую-то историю. В проекте принимают участие молодые режиссеры, драматурги, композиторы.


На фестивале «Назад в город» было представлено сразу три подкаста-спектакля. Для спектакля «Свобода, вот что я люблю» зритель должен был пойти в любой соседний «МакДональдс» и заказать мак-комбо, дальше по инструкции ему рассказывалась история девушки, которая работает в ресторане быстрого питания. Проект создали режиссер Кирилл Люкевич, музыкант Серёга Рудаков и группа «Радиопомехи», актриса Алина Мурзагалиева, драматург Настасья Федорова. Куратор - Никита Славич.
Следующий спектакль зазывал зрителей в любой магазин игрушек, чтобы «встретиться со своим внутренним ребенком». В проекте приняли участие нейроотличные артисты театральной компании «Разговоры». За проект отвечали: режиссер и автор текста Настя Бабаева, актриса Яна Савицкая, голоса - Мария Жмурова, Павел Соломоник, Валерия Золотухина, Стас Бельский, музыка на гитаре - Мария Жмурова, музыка на бандуре - Катерина Таран, звукорежиссер Виктор Семёнов. Куратор - Никита Славич.
И третий спектакль - экскурсия в супермаркет «Человек-банан», срежиссированная Никитой Славичем. Местом действия являлся продуктовый магазин. Голос требовал кусать и все пробовать, но только не покупать. За все произошедшее в ответе: драматург Глеб Колондо, актриса Дарья Степанова, саунд-дизайнер Стас Редков, кураторы на этапе эскиза Семён Александровский и Любовь Винк.
Кстати, посмотреть/послушать спектакли «Театра быта» можно в любой момент, найдя их подкасты в соцсетях, например, во «ВКонтакте». Новые проекты выходят практически каждый месяц. Для сравнения можно вспомнить чудесный спектакль-променад «Прислоняться» Никиты Славича.
Еще один проект, для которого каждому зрителю нужен был телефон, - виртуальное кладбище нейроживотных от арт-группы SPDPLF. Все происходило во дворе галереи «Виктория»: через маски в «Инстаграме» на газоне появлялись маленькие надгробия. Наверное, самый неприятный опыт фестиваля «Назад в город».
«Откатиться к исконному» предлагал Савва Зорин, устроивший сеанс современного колокольного звона. Он профессиональный звонарь и не чужд современной музыке, работает в Вознесенском соборе на Степана Разина. Подняться с ним на колокольню можно было в понедельник. Несмотря на будничный день, на эту экскурсию был аншлаг.
Группа «НуМыЖы» - постоянные участники фестиваля - собирала камушки во дворе по улице Максима Горького, 19. Кирилл Гуров, Кирилл Флегинский, Михаил Гунько создавали из камушков и костей животных что-то наподобие алтарей с зооморфными элементами. В общем, весьма крипово. И не совсем ясно, почему самарских художников так влечет к обыгрыванию темы мертвых животных.
Абсолютными хитами фестиваля в этом году стали экскурсии Сергея Баландина «По истории самарского совриска». В социальных сетях даже появились просьбы сделать их регулярными и вывести за границы проведения фестиваля. На что их организатор пообещал: «Экскурсии непременно будем продолжать в следующем году».
Во время фестиваля была организована экскурсия по уже привычной ежегодной акции «На балконе», когда несколько музеев объединяются и на своих балконах устраивают небольшие экспозиции. В рамках акции галерея «Виктория» растянула ленту триколора с надписью из репертуара известного мемолога от совриска Сергея Рожина: «Россия - это и есть современное искусство». Может быть, оно и так, но замечать его еще надо научиться, чему как раз и способствуют подобные фестивали.
«В этом году в программе появились спектакли-променады и сайт-специфичные аудиоспектакли проекта «Театр быта», - рассказал Сергей Баландин. - Эти спектакли и променад от самарского театра-лаборатории «Самое свое» стали первыми ласточками современного «городского» театра в Самаре. И в связи с новой ковидной реальностью, и в связи с тем, что современный зритель гораздо больше хочет гулять и что-то делать сам, чем сидеть в кресле три часа, это еще и очень перспективное направление, которое галерея будет стремиться развивать».
Как поделились организаторы, в этом году на фестивале было чуть меньше событий, чем на прошлом - в 2019: «Самыми посещаемыми событиями стали открытия выставок Кирилла Ермолина-Луговского и Анны Леденевой - по 50 человек. Большой популярностью пользовались экскурсии «По истории самарского совриска», мы сделали четыре показа, и все четыре были аншлаги: от 15 до 50 человек. Изюминкой фестиваля стало посещение звонницы Вознесенского собора и сеансы авторского колокольного звона от Саввы Зорина. Сеансы были днем в понедельник, чтобы ограничить количество посетителей маленькой площадки колокольни, тем не менее за три сеанса через нее прошли также около пятидесяти человек».
***
Фестиваль однодневных выставок и перформансов «Назад в город» частично совпал с проведением Слета институций современного искусства и выгодно продемонстрировал себя на этом фоне - вне системы, свободным для всех, вне длинных представительных речей о важности современного искусства в актуальной повестке работы с молодежью.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 9 сентября 2021 года, № 17 (214)

Изобразительные искусства

Previous post Next post
Up