Святые девяностые

May 05, 2021 15:58

Вячеслав СМИРНОВ *
Фото автора

20 апреля я увидел спектакль «Олимпия» по одноименной пьесе, посвященной Лени Рифеншталь. Совпадение? Не думаю.

Не будем нагнетать: я не знаю, почему одно из посвящений адресовано автору высокотехнологичного пропагандистского фильма о Берлинской Олимпиаде 1936 года. Зато в пьесе есть еще одно посвящение - связанное с нашим временем: «Тем, кто катался на роликах в Александровском саду в 1991-92 годах». Автор произведения Ольга Мухина решила отрефлексировать события, выпавшие на долю ее поколения. Мухиной 50 лет, чтобы было понятно, почему речь идет об этом историческом периоде. Другое дело - существует целый ряд ее современников-драматургов, решивших в обязательном порядке отрефлексировать те же годы. Но если вы не читали все эти пять-десять-тридцать пьес, то «Олимпию» Ольги Мухиной вы воспримете как манифест поколения.


Алеша Стечкин (Андрей Дубоносов) с папой (Андрей Чураев) и мамой (Светлана Тихомирова)

[Spoiler (click to open)]
Действие спектакля начинается в 1975 году, эта дата четко указана в тексте, и заканчивается предположительно в 2013 году: об этом можно судить по общеизвестным событиям, упомянутым в произведении, и по факту написания пьесы именно в этом году.

Не удержусь и вспомню свой 1975 год: 1 сентября, школа, урок Мира. Учительница спрашивает:
- Дети, вы знаете, кто такой Ленин?
Толстый серьезный мальчик в очках тянет руку и четко отвечает:
- Владимир Ильич Ленин - вождь мирового пролетариата!
«Ух ты, - думаю я, - он смог без запинки выговорить фамилию, имя, отчество взрослого человека, а также в одной фразе употребить сразу два неизвестных мне слова - «вождь» и «пролетариат». Какой умный мальчик».

Но у автора была другая задача, она не стала говорить о личном, о частных событиях жизни отдельно взятого человека. Раз уж речь зашла не о маленьком человеке, а о целом поколении, то и упоминаемые события должны коснуться каждого, а не быть достоянием кого-то одного. Это музыка, которую если не слушали, то уж точно слышали все: Ротару, Пугачева, Высоцкий, Джо Дассен. Это череда событий: война в Афганистане, московская Олимпиада, Перестройка, путч, «святые 90-е» с бандитскими разборками. Это череда смертей, начиная с тех же Высоцкого и Дассена, продолжая «гонками на лафетах» и заканчивая кончиной Солженицына и Ростроповича. Это если вкратце.
Большая ошибка - полемизировать с автором, причем - с любым автором, настаивая на том, что он неверно трактует описываемые события, всё было не так и даже не в той последовательности. В пьесе, например, сначала идет смерть Цоя, а потом вывод советских войск из Афганистана, что хронологически неверно. Всё это не является важным в художественном произведении, у нас же идет речь не о документальном научном исследовании. А если уж мы говорим о манифесте, в котором явно используются гиперболы и метафоры, да к тому же жанр спектакля определен как «сказка сказок», - какой правды вы хотите на фоне этой выдумки?
***
Итак, главный герой, лыжник Стечкин Алеша (Андрей Дубоносов), в 1975 году еще не родился, но уже незримо присутствует в нашей истории. Для зрителей, впрочем, вполне зримо.
Алеша стал лыжником потому, что его папа (Андрей Чураев) тоже был лыжником. Возможно, благодаря папе, его выдающимся спортивным достижениям, его триумфу пьеса получила название «Олимпия». Но советский идеалист был приспособлен лишь к советским условиям. И потому уже в перестроечное время и далее лыжник «покатился по наклонной» и не смог вписаться в реалии наступающих новых времен.
Мама Алеши (Светлана Тихомирова) разделяла все увлечения мужа, ведь когда началась наша история, им обоим было по двадцать лет. Но спустя еще двадцать лет неудачи некогда выдающегося лыжника начинают утомлять супругу, безденежье опустошает и изматывает.
Но тут вовремя подворачивается крепкое мужское плечо генерала Токарева (Андрей Амшинский). Алешин папа от этого не в восторге, но, как любая интеллигентская размазня, готов понять и простить жену, надеется на ее возвращение. И Алешина мама вернется. Когда смекалка и жажда деятельности доведут генерала Токарева до тюрьмы.


Генерал Токарев (Андрей Амшинский) на отдыхе

Лыжник Алеша влюбляется в девушку на роликах Ларису (Екатерина Егорова). Но вот сюрприз - ее фамилия Токарева, и мы сразу понимаем, чья она дочь. Есть у Ларисы подруга Катя Лавинская (Наталья Белянина). Пожалуй, ее задача в пьесе/спектакле - показать, что у Алеши была альтернатива, но наличие у возлюбленной папы-генерала не поколебало его намерений.
Если Алешин папа с некоторых пор стал символизировать прошлое, то сам Алеша устремлен в будущее. Он не устает повторять: «Стечкин лучше!» Особенно когда полемизирует с генералом Токаревым. Или со своим тренером Макаровым (Михаил Спутай). Вот такая шутка автора: то ли синонимический ряд, то ли соперничество между «оружейными» фамилиями Стечкин - Токарев - Макаров.
На все эти перипетии смотрит с иронией, всепрощением, пониманием и даже оптимизмом Алешина бабушка (Елена Радионова). Она не делает трагедии из происходящего, всегда пытается найти случившемуся объяснение и выход из положения.
Зритель наверняка обратит внимание: в спектакле довольно часто присутствует тема смерти. И было бы логично, что на каком-то этапе не стало бы, например, Алешиного папы. Или в силу возраста, что объяснимо, когда-нибудь в рамках описываемой истории скончалась бы бабушка. Но здоровый образ жизни и отсутствие вредных привычек доводят всех персонажей до финала спектакля в добром здравии. Бабушке на момент начала нашей истории - всего сорок лет.
Про доброе здравие я слукавил. Алеша - лыжник, сын лыжника - по возрасту не попадал в Афган, но вполне мог вписаться в первую чеченскую кампанию и чуть раньше или чуть позже сгинуть в череде бандитских разборок 90-х. Но он выбрал путь слабака и деграданта: подсел на тяжелые наркотики. Дескать, это было модно, через это прошли все. Я ведь обещал не полемизировать с автором. Промолчу и здесь.
Финал спектакля оптимистичен. Алешина семья воссоединяется. Ну и что, что погибла возлюбленная Лариса. Зато на снежном склоне Алеша встретил олимпийскую чемпионку Аленку (всё та же Екатерина Егорова), и она родила ему пятерых детей. Вот только, думается мне, видел всё это Алеша в наркотическом трипе. Я не стану раскрывать символику и терминологию, присутствующие в тексте, дабы не быть обвиненным в пропаганде наркотиков. Но сдается мне, всю эту радужную картинку с настоящей радугой на вершине горы видел Алеша в последние минуты своей жизни.
Конь белого цвета (Ольга Шкрыль) приходит к героям в моменты их состояния измененного сознания. Пожалуй, это самый разумный персонаж спектакля, к чьим советам стоило бы прислушаться. Но куда там… Так, наверное, и ускакал Алеша по радуге на белом коне.
Спектакль можно воспринять как лекторий: идут слайды, крутится видео, звучит музыка. Текст от автора прямо с листа зачитывает актриса Елизавета Фарапонова-Двинская. Все персонажи не только показывают, но и комментируют происходящие с ними события. Пространство камерной сцены (бывший спортзал ДК имени 50-летия Октября) сближает артистов и публику, в том числе и из-за расстояния вытянутой руки делая историю проникновеннее.
***
Вы обязательно должны сходить на спектакль в двух случаях: если вы хотите окунуться в знакомое вам время, по которому до сих пор почему-то ностальгируете; или если вы хотите прикоснуться ко времени, о котором в силу возраста у вас нет личных воспоминаний и рефлексий. Но если вы хотите услышать, увидеть чью-то личную неповторимую историю - вам, пожалуй, следует отправиться на другой спектакль.
Как я расцениваю посвящение Лени Рифеншталь и аллюзию к ее документальному фильму «Олимпия» 1936 года? Наши герои, особенно некоторые из них, сталкивались с парадной стороной своей жизни, становились на пьедестал, в чьих-то глазах являясь идеалом, объектом для подражания. Но закончился фильм, прошли годы, рухнули надежды, а затем прекратилась и жизнь. Возможно, речь шла о двух сторонах одной медали - парадной и тайной, неприглядной, о которой тяжело признаться даже себе.
И еще: если бы музыкальные цитаты в спектакле были лаконичней, то я бы в этот вечер оказался дома минут на 40 раньше. Но рефлексия предусматривает полное погружение. Поэтому вы будете слушать именно ту музыку, которой захотел поделиться с вами режиссер.

Драматический театр «Колесо» имени Г. Б. Дроздова (Тольятти)
Ольга Мухина
Олимпия
Сказка сказок
Режиссер-постановщик - Михаил Чумаченко
Художник-постановщик - Сергей Дулесов
Монтаж видео - Владимир Голубев

* Член Ассоциации театральных критиков (Тольятти).

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 29 апреля 2021 года, № 9 (206)

Театр

Previous post Next post
Up