…и о погоде

May 04, 2021 16:59

Светлана ЖДАНОВА *

Телевизионное прошлое, что называется, не пропьешь: сложно сменить угол зрения, и знаменитое «и о погоде» продолжает тормошить многозначностью интонации, подбрасывать экзистенциальные сюжеты. Особенно в период темноты и грязноснежных завалов. Рука - к перу, но слова складывались всё больше в стол. Хотелось перемен. Но наступившая, наконец, весна принесла истерическую нестабильность температур и как-то по-новому нагло дующие ветры.

Беспокойное чувство обманутых надежд, как водится в эту пору (как и в осеннюю, ну, вы знаете), обострилось. Для молодых и рьяных тому есть объяснение: вдруг неявно, но ощутимо, как весенняя сырость, возникший в культурном сообществе эйджизм.
Модная нынче «культура отмены», хоть и подвергается у нас осуждению, но, похоже, молчаливо принята как руководство к действию. Впрочем, ничего нового в этом нет. История про то, что только с тебя начинается настоящая история, а всё, что было до, - на свалку, всегда была там и тогда, где и когда шла борьба за ресурс: политический, властный, финансовый, репутационный.


[Spoiler (click to open)]
В основном, конечно, в столицах, в центрах компетенций. В провинции, пока не пришли варвары, чтобы построить дорогу или сад на участки дачные делить, было по-другому. Но рано или поздно цивилизация со всеми ее достижениями, удобствами и пряниками рушит сформировавшуюся культурную среду. И погоды меняются. Климат-то поустойчивее, если, конечно, не включить эксклюзивные методы выкорчевывания или другой разновидности того самого cansel - глубокого игнорирования, отсутствия внимания и возделывания. Вот и сейчас приходящая к нам новая реальность предлагает искусственный отбор. Как с облаками: где-то разогнали, а пролилось у нас.
Разве что ленивый не высказал восторги о снизошедшем на Самару удивительном счастье открытия выставки авангарда в СХМ. Выставка Третьяковки! И как-то скромно о том, что практически вся представленная коллекция - из экспозиции и фондов самарского музея. Более того, в одной московской газете было оскорбительно замечено, что Третьяковка-де «воспламенила дремлющих самарских кураторов». И ни слова о многолетней работе по сохранению, реставрации, созданию каталога, наконец.
Возможно, я преувеличиваю, но, на мой взгляд, неосторожная реплика журналиста (или цитирование инсайда) обнаружила скрытый глубинный (случайный? спровоцированный?) конфликт между мощной, богатой, авторитетной, с сильным административным ресурсом московской институцией и провинциальным музеем со своими традициями, историей, достижениями…
Эта драма для меня вполне визуализирована: для экспозиции Третьяковка построила в любимом самарцами, что называется, намоленном Мраморном зале некую конструкцию, которая, видимо, соответствует современным мировым экспозиционным требованиям, безусловно художественно скрепляет и подчеркивает идею выставки. Но неизбежно возникает ее неуместность, ее художественный, эстетический и этический конфликт с Мраморным залом - это невозможно не увидеть, не понять, не почувствовать… Но сейчас не об этом. Сейчас - о ветрах перемен, резких скачках давления и осадках.
В несоответствии притязаний и реальности - природа комического. Может, поэтому Самара всегда выглядит глупо, смешно, пошло, когда неестественно, неорганично пытается догнать в прыжке модный столичный тренд. Смешно, что мы, толком не осознав себя, стесняемся своей провинциальности, хотим быть столицей хоть чего-нибудь, ищем благословения чужих авторитетов, игнорируя, а то и презирая своих. Мы со всех ног стремимся быть на уровне чего-то актуального, из штанов выпрыгиваем, проекты придумываем, в суете этой кипучей деятельности вовсе забываем о фундаменте, об основах, о неспешном поступательном возделывании своего сада. В модных мозговых штурмах мы ищем способ поразить столичных лидеров мнений актуальной культурной тусовки в надежде, что они приедут и оценят, что вот мы - новая культурная столица…
Ох, сколько уже «упало в эту бездну». Мы теряем способность разобраться в себе, в собственном необщем выражении, в своих ресурсах и точках роста. Прививки актуальности - вещь прекрасная, но что с деревом, на котором собираемся прививать? Конечно, одно другому не мешает, точнее, не должно мешать, но в развитии сферы культуры органичность - защита от неловкости, стыда, утрат и сожалений.
В крохотном пространстве провинциальной культуры всему найдется свое место. У «Самарской Третьяковки» - свое, у Самарского художественного музея - свое, и не стоит повторять поведенческих ошибок. А счастье заезжих в наши края журналистов и туристов от созерцания волжских красот, еще не закрытого зеленью деревьев полномасштабного модерна мы с удовольствием и пониманием разделим, если в основе его нет столичного снобизма, а есть искренность, уважение и бескорыстие.
И еще. В Самаре есть бренды и в сфере культуры. Даже если они не без проблем - они самарские. И уже поэтому их стоило бы развивать как самарские, с участием самарского экспертного сообщества. Но об этом - в следующее хмурое и дождливое утро.

* Член Союза журналистов России.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 29 апреля 2021 года, № 9 (206)

Россия, Общество, Культурная политика

Previous post Next post
Up