Сначала про Китай, в котором я не был.
Кто-нибудь когда-нибудь мог подумать, что Běijīng станет оперным городом и что я и Кролик начнем изучать репертуар пекинской оперы на сезон. :-) Но китайцы тем и отличаются от всех остальных, если за что берутся, то делают это основательно : сначала отгрохали Дворец искусств с замечательным оперным залом, навели там порядок и сейчас, подозреваю, во время действия уже не пожрёшь(как это было раньше) и особо не разгуляешься с селфи и с записями, п ч на входе тройной кордон, где отбирают всё, кроме телефонов, за использованием которых во время действия тоже внимательно следят. И так получилось, что в общеоперном масштабе они представили лучший вариант Samson et Dalila в этом сезоне.
В заглавных партиях Nadia Krasteva и José Cura, а приглашение в качестве режиссера-постановщика Hugo De Ana сразу же говорит о том, что руководство театра неплохо разбирается кто на самом деле может сделать по настоящему современный музыкальный спектакль. При его высочайшей компетенции, у любого театра сразу отпадает нужда в приглашении орды нахлебников, как то, консультантов по драматургии, архитекторов сцены, дизайнеров, сценографов и художников по костюмам. П ч это все Он. Наверное ему надо заплатить за всё за это.:-) Но овчинка стоит выделки, и уж если бы он ставил Кармен в БТ, что-то мне подсказывает, что главная героиня в штапельном розовом платье с карманами из цветочных аппликаций, на сцену не вышла бы. И вот такой скуки не было бы.
При таком подходе пекинской оперы к своему делу как-то становится неудивительно, что спектакль обсуждают, что местная критика знает, что драматический тенор это золотая труба оперы и что Самсон это три совершенно разных голоса (сначала helden, плавно переходящий в страстного лирика в сцене соблазнения, и в финале просто обязан вызвать чувства сострадания). А если учесть что большой любитель и мастер спецэффектов Де Ана устроил что-то невообразимое в финале, то есть чему позавидовать.
© photo www.bravocura.com
И я уже вполне готов к некой рокировке - пусть бы китайцы лет на 5 заселились на Театральную пл., а БТ во главе с уриными/черномуровыми, с красавицей катей крысановой и с вдовинской молодежной командой в Пекин, опыта набираться, как из Большого театра сделать европейский оперный дом или хотя бы прежний Большой.
Можно конечно гадко возразить-уж лучше вам туда ! Но я же не в Новосибе живу, в котором S7 или UTair окучили этот маршрут по полной.
Поэтому, облизнувшись на фотографии, почитав что там пишут, позавидовав тем, кто там был, отправился на следующее утро после Травиаты в Bratislava.
И, надо сказать, что поволноваться пришлось изрядно...
Ужасы о беженцах не давали покоя, как там Братислава отбивается...
Выяснилось, что пока никак. Живет, как всегда жила.
Правда, теперь без Česnečka в моей любимой кафешке:-(, зато с истекающей соком свиной ногой и непременно с пивом Šariš.
Туристов навалом. Представители Азии, Африки наблюдаются только ввиде тургрупп.
Мамочки с колясками все сплошь местные и беременные тоже все свои - это какая-то удивительная история для центра Европы.
И такое это было благолепие, такая лепота и только один вопрос волновал ... как долго они смогут продержаться и как долго наивкуснейший хотдог на Mlynské Nivy будет стоить € 0,7 :-)
Путешествие в Братиславу на сей раз было связано с выступлением José Cura в опере Pagliacci,
хотя для путешествия туда это совсем необязательное условие,
я и просто так люблю съездить туда пивка попить.
Но уж коль скоро так все совпало : и Трансаэро, с демпинговым билетом все же отвез куда надо;
и открытие сезона в словацком divadlo, только к сожалению не в отремонтированном красавчеге-старом театре (я туда мечтаю попасть), а в очень удобном новом, с хорошей акустикой (в нем я уже был),
то и почему, собственно, идти на Семирамиду, которая в Москве была объявлена гвоздем еще практически не начавшегося сезона, когда превосходнейшим образом можно еще в шортиках по набережной Дуная походить.:-)
Да и расстреляйте меня кислым молоком, Семирамида это тот самый песок, который плохая замена овсу.
Понты развести, это можно понять, но удовольствие получить при таких исполнителях … я его уже получил на Танкреде, спасибо. :-)На Сандрин Пью завтра тоже не пойду, не ждите
Cavalleria rusticana была представлена исключительно местными силами, достаточно средними вокалистами и почему-то плохо собранным оркестром, и получилось, что исполняли ее, как бы, для разогрева перед основным действом. Но так получилось наверное только для меня, п ч прием публики по сравнению с полупротухшей венской Травиатой был просто оглушительным ! Вот где умеют орать Браво, ликовать в конце и вызывать вновь и вновь, да еще с цветами, практически каждому артисту. А всего-то 60 км между двумя этими европейскими столицами.
Дальше еще лучше. К Паяцам зал наэлектризовался (или нахлебался шампанского в перерыве:-)) и при первой реплике Канио взорвался аплодисментами, когда он уже вышел на сцену через боковой пандус бить в баран его снова встретили и еще теплее.
José Cura - Canio
Не привыкший к такой роскоши встречи зала с исполнителями в европейских театрах, я струхнул - не будут ли они так делать при каждом появлении звезды мировой оперы.. :-) Не стали. Но каждый фрагмент, вплоть до дуэта Недды и Сильвио, где, как известно, музыка не рвется, купался в шумовом оформлении.
Где бы Большому театру взять такую публику ?
Ансамбль солистов совершенно очевидно отозвался на парадный спектакль с участием заезжей знаменитости - разыгрался оркестр, распелся хор, cast в этой опере был ощутимо сильнее, чем в Сельской
Rastislav Štúr (Conductor) - Daniel Čapkovič (Tonio) - Katarína Juhásová-Štúrová (Nedda) - Aleš Jenis (Silvio) - Maxim Kutsenko (Peppe) - José Cura (Canio)
- хотя бы, если сравнивать баритонов Сергея Толстова (Альфио) и Даниэля Капковича (Пролог/Тонио); да и Недда-Katarína Juhásová-Štúrová оказалась вполне выразительной, правда резковато звучала в начале Баллады, но если опять вспомнить Wiener Staatsoper с незабываемо булькающей тогда еще Alexandrina Pendachanska (а ныне Alex Penda), то по части сопрано Братислава обошла на повороте топовый оперный дом.
Кроме того, не в укор будет сказано, но в Вене почему то считается, что Арлекина может петь кто попало, а здесь удалось послушать шуточную серенаду в оч приличном исполнении Максима Куценко.
Katarína Juhásová-Štúrová (Nedda) - Aleš Jenis (Silvio)
Daniel Čapkovič (Tonio) - Aleš Jenis (Silvio) - Maxim Kutsenko (Peppe)
Спектакль выстроен так, что Канио практически постоянно на виду и после Recitar со сцены не уходит, садится на боковой пандус рядом с публикой и гримируется. Это достаточно неудобный момент для тенора, п ч тут тебе и не водички попить, и не отдохнуть, и не голос поправить, если что, не покашлять / не покряхтеть... :-) Для José Cura это проблемы не составило и к финалу оперы он пришел, как и подобает в трагедии, на мощном crescendo.
Один исполнитель, если он настоящий Тенор, как сказали китайцы, золотая труба
и большой Артист, - делает Оперу !
На финальных поклонах весь ансамбль стоял счастливый и довольный, а уж братиславская публика показала, что торопиться ей совершенно некуда и долбила что есть мочи, не расходясь никуда.
В Братиславе все хорошо. Один минус - не знаю где подсыр. Подозреваю, что артисты после парадных спектаклей приходят в клуб, и он есть в Slovenské národné divadlo этот оперный клуб... Но открытие сезона особый случай и дождаться кого бы то ни было затруднительно. Поэтому без добычи, но с самыми теплыми впечатлениями от замечательного города Братислава.:-)