Вслед за José Cura, я теперь осваиваю не главные города Европы и далеко не главные оперные дома.
И вот что к а т е г о р и ч е с к и заявляю - всем бы главным домам иметь такое отношение к театральному делу и к своей публике : за 2 дня удалось сравнить один из наипервейших столпов мирой оперы и практически, ни на что не претендующий, театр города Linz, в котором состоялась Tosca, где в качестве приглашенной звезды выступил мой любимый тенор.
В связи с этим цены на билеты были повышены в 2 раза, но при этом стоили дешевле в 3 раза, чем в Wiener Staatsoper.:-) Оба спектакля были не в простоте и на то, и на другое места были распроданы давным-давно. Причем, что касается Линца, Тоска никак не рекламировалась, но это не помешало ей стать событием для местных, а также фанатов Куры, которые прибыли в Верхнюю Австрию на поездах и самолетах
а может кто и по Дунаю приплыл, п ч это знаменитая европейская река умудрилась протекать в полном объеме вдоль этого замечательного города, посвященного австрийской химической промышленности.
Из исторических подробностей я знал про Линц то, что известно всем. :-)
С утра, по хорошей погодке отправился искать театр, т е заняться обычными своими делишками и в связи с этими поисками осмотрел весь центр. Landestheater нашел, но это был совсем не тот театр, а тот, который был мне нужен оказывается находился в 2-х шагах от моего отеля, который в свою очередь (по традиции) находился рядом с вокзалом. Что и отлично.
Похоже, что этот дворец искусств недавнего производства; в нем несколько залов, также, как у нас, на Красных холмах, но в отличие от них Большой зал, в котором дают оперу в Линце, оказался просто с превосходнейшей акустикой и оч удобным для публики : кресла широкие, мягкие и при желании на Вагнере на них можно спокойно выспаться:-).
Практически с каждого места видна вся сцена.
Я много посмотрел всяко-разных залов, но этот просто очаровал своим уютом и необыкновенными возможностями для прослушивания живой музыки. Разумеется, буфет, вино, елка - все как в приличных австрийских и дойче операх.
По ходу спектакля выяснилось, что оркестр в Линце замечательный и я даже не собираюсь его сравнивать ни с какими другими - он оч профессиональный, слаженный и хорошо скомплектованный коллектив. В нем абсолютно ни что не отвлекает от происходящего на сцене. Но это не просто аккомпанемент, а вполне удачно занятая ниша в исключительно целостном спектакле.
Тосок, слава те господи, наслушался и много из них было проходящих, но эта оказалась отнюдь не дежурной в первую очередь из-за дирижера Marcus Bosch, который сумел расцветить партитуру новыми интересными (для меня) акцентами и красками. И это было совершенно исполнение il verismo, хотя маэстро все же ловил певцов и не давал разгуляться тому Куре в rubato, с тем, чтобы соединиться в конце той или иной музыкальной фразы.:-)
Хоры, отдадим должное музыкальной жизни Австрии и Германии, у них с этим проблем нет (такие проблемы возникают теперь только в Италии, ну и … про матушку Россию молчу-молчу).
Остальные главные партии пели абсолютно неизвестные мне вокалисты; получилось у них по разному...
Скарпиа-Tuomas Pursio, создавший колоритнейший образ сатаны-неврастеника, по пению был слабоват.
Tuomas Pursio
Голос его не имеет ярко выраженную тембральную принадлежность и временами казалось, что ему низко и постоянно неудобно. А потом выяснилось, что он штатный ... бас в Leipzig и поет Мефистофеля, Заккарию, Филиппа...
Если бы я был Giacomo Lauri-Volpi, то сказал бы, что его голос не имеет вокальных параллелей:-). Зато драматическое мастерство - что в Скарпиа чуть ли не основное - оказалось на высочайшей высоте. И это тот случай, когда наблюдать за ним было интересно и в его моментах оперу можно слушать глазами-). Но в таком выразительном Te Deum конечно хотелось бы более мощного вокального подкрепления.
Сопрано лирическое. Но, в отличие от Анжелы Георгиевны, в этом зале не потеряла ни одной ноты и раскрасила всю партию некоторыми своими, видимо, фишками : длинными ферматами, так всеми любимыми переходами от piano к forte и наоборот и внезапными остановками - абсолютно обоснованными паузами, ↯например, в сцене смерти Скарпиа, которыми Sonja Gornik подчеркнула трагизм и обреченность ее героини.
В особо кульминационных моментах конечно требовалось побольше мясца, но голос певицы не позволяет чересчур драматизировать ситуацию.:-)
Но нельзя не отдать должное хорошо продуманной вокальной трактовке при голосовых возможностях, не очень подходящих под эту партию. Забойную Vissi d'arte зал оценил, шумели мощно и долго.
Tuomas Pursio - KS José Cura - Sonja Gornik
Что особо ценным мне показалось в этой певице, что имея в парнерах José Cura, - достаточно своеобразного интерпретатора практически всех своих партий, к которому не всегда просто подладиться (помню Nina Stemme и не забуду никогда), - она отвечала ему и драматически по всем пунктам, и вокально не уступала - дуэты получились высокой пробы.
KS José Cura на этом спектакле, будучи в наилучшем своем голосе, к сожалению абсолютно не заморачивался своей внешностью и т к в последнее время живет по принципу я самый старый Кура в cвоем клане, не дается гримерам, которые довели бы его до кондиции - подкрасили бы бороду, да и волосы (да и костюмчик можно было бы подыскать из подбора менее мешковатый:-))
Но эти небольшие шероховатости не помешали ему определить свое место в спектакле как я здесь главный : было дозволено обхлопывать все - и за первую арию шумнули и за E lucevan le stelle оркестр остановился и поорали. Gala есть Gala.
Но и мастерство, как непременная составляющая на таких гала, должно присутствовать обязательно ! И оно было в полном объеме. Исходя из подхода к роли у José Cura в третьем действии, по-любому, главный Каварадосси, и вот эта трагическая обреченность, - п ч он изначально знает, что идет на смерть - и какая-то необыкновенная нежность, что в голосе / что по игре, к своей подруге, когда ему буквально хочется ей упиться напоследок, произвели впечатление даже на не слишком чувствительного Дольча. ;-)
KS José Cura - Sonja Gornik
Там столько было всякого голоса … с такими оттенками,
присущими только этому исполнителю,
что по окончании дуэта захотелось - а послушать бы еще разок!
Но нет … пошел на смерть.
Tosca над ним порыдала несколько томно, но в полной гармонии с музыкой, дирижером и с очередной, умело вытянуной и красиво прозвучавшей fermata на о, Скарпиа, нам Бог судья, и ... начались какие-то непонятки … приставила пистолет к виску
и ушла, как Don Carlo, в открывшуюся дверь в Ангеле;
через короткое время появилась уже на плече у Ангела
и полетела вниз, размахивая руками и ногами... (на поклонах выяснилось что это была дублерша)
Это был единственный дурацкий момент во всем представлении.
Кончать не умеют еще и в Линце. :-)
А сам спектакль по постановке понравился безоговорочно.
По части декораций скуповато, но все продумано и практически без пустьх мест.
Не трогаю образы главных героев - это классика; а Скарпиа интересный … конечно не обошлось без трахов-тибидохов в Palazzo Farnese, когда одна за одной дамы с бала его обслуживали.:-)
↯↯И для не понятливой публики было устроено легкое начало - под сценический оркестр, который играл кого не скажу, но точно не Тоску Пуччини:-), режиссер показал кто есть кто : Тоска - певица, а Каварадосси сидел и рассматривал какие-то листы, то ли свои рисунки, а может быть революционные воззвания... В общем, вот такая была préambule.
Не совсем понял, зачем. Но красиво. :-)
Всего красивей - Te Deum с прилетевшими Ангелами в крест,
я тут же вспомнил как за день до этого по Westbahnhof буквально летали две очаровательные девушки в образе ангелов и подарили мне шоколадку, это было своего рода знамение какого-то оч хорошего события. :-)
Tuomas Pursio - KS José Cura - Sonja Gornik - Marcus Bosch
После окончания спектакля буфет работал и я решил отметить это событие, а именно работу буфета по окончании спектакля, и попросил бокал Weißwein, вытащив при этом новенькую хрустящую европейскую денежку, которая теперь выглядит совсем не так хорошо, как раньше, и сильно поправилась в моих глазах, и услышал ангельски прекрасное слово free. В этом месте я понял, что ни на какой подсыр не пойду, п ч неподалеку стоял стол с разновсяческими бутербродами.
Но после 3-ого захода к стойке подсыр пришел ко мне сам, сначала в облике дирижера, а потом и Каварадоси с Тоской подтянулись.
Т ч, дорогие поклонники, как только ваш кумир соберется принять участие в удороженном спектакле в городе Linz, - дуйте обязательно !
И не спешите в отель после спектакля, оглядитесь по сторонам и вы не пожалете !
Сплошной позитив.
Это была бочка чистейшего меда.
Тихий предрождественский Linz закончился в тот момент, когда пришлось штурмом брать поезд, идущий из Мюнхена в Будапешт, желающих посмотреть на нарядную Вену и прочие разные города было слишком много. Я теперь всегда покупаю билеты с местами, и несмотря на аншлаг в вагоне, мое местечко честно поджидало меня.
А дальше … уже разместившись в отеле, у меня имелось два дела : перво-наперво купить шоколадных яблок детям и пошакалить на предмет билета на вечернюю премьеру в Wiener Staatsoper на Rigoletto.
Ангелы по-прежнему витали надо мной, п ч билеты были и у спекулянтов и в Allevent, но дорогие → к примеру, за место номиналом € 18, просили 100.
Ангелы шепнули - не бери, хотя спекули оч настойчиво уговаривали, аргументируя, мол, премьера, Бечала, когда поет Нетребко это стоит € 300 .
Такие билеты не впаришь никому, кроме русских !
Я не хотел быть таким русским, да к тому же отлично знал про здоровье Кинлисайда, который оч не стабилен в своих выступлениях.
Погнал на Graben на Ярмарку. Сейчас, думаю, быстренько куплю что надо и на отдых перед Stehplatz.
Если Тюрина еще раз расскажет по ТВ, что российские туристы в связи со сложной экономической ситуацией не едут никуда, не верьте - нагло врет !
Теперь по Вене ходят группы русско-матерящихся туристов не менее, чем 2 автобуса на одного гида (гидов явно не хватает). Есть китайцы, есть японцы, но это достаточно жалкое зрелище по сравнению с нашими, которых сразу отличишь по 2-4 сумкам ZARA, H&M в одни руки и кружкам из Rosenberger:-).
Т е Вена кишмя кишит, как Венеция.
Доползти до Грабена можно было только закоулками и по диагонали, а на самом Грабене елками торгуют, местные пытаются что-то приобрести и этот полный армагеддон не позволяет двигаться ни в каком направлении...
Уцепив эти чертовы яблоки, я огородами пробрался к Naschmarkt, где было тоже будьте-здрасти как, но рыбки поесть удалось:-) И уж конечно после всех передряг, пришел на стоячку за час-1.15 до начала спектакля и увидал очередь, какую не видел никогда... до Альбертины.
Встал на всякий случай и оказался всего лишь 382-й. Причем, если учесть, что место на Балконе подо мной стоило не дешевле € 90 по номиналу, выигрыш очевиден.
П ч я прошел за 3 и внаглую пристроился, не завязывая шарфа, по тому же самому центру.:-)
Чувствовал себя вполне в своей тарелке; нарядился в честь премьеры, в отличие от японцев, которые вообще, считай, никак не одеты.
Разглядел некую резервацию по имени LEXUS, в которой дамы в оч красивых длинных платьях и мужчины в смокингах распивали предварительные бокалы вина.
Конечно я на Лексус не тяну, поэтому с огорчением понял, что придется пить за свои в обычном буфете:-). Но в этом же буфете оказался Флор c мадам Флор и никто к нему не лез, хотя он глазками конкретно постреливал на предмет узнают его или нет. Очевидно узнавала его только буфетчица, когда он в очередной раз подходил за пивом:-). Чуть ли не канцлер был или кайзер:-) п ч около Мит-ложи стоял охранник, совершенно нормального вида и весьма смахивал на оперного фана.:-) У нас бы в такой ситуации всю площадь оцепили. -)
Ну вот же заиграла музыка и заиграла оч даже хорошо.
Дело происходило на вращающейся сцене, на которой присутствовало много чего, вплоть до золотой лестницы.
Постановка … я знаю, многие возмущаются насчет того, зачем было менять старую постановку, хорошую, на новую.
Отвечу.
театр это не музей, - это вам любая жена Урина скажет.
Захотели и поставили.
Захотели и пригласили кого хотели.
Выпендрились, блин. А в итоге получилось, что пригласили примерно таких, как в Большом.
Возмемся, к примеру, за Джильду - с первых же нот стало понятно, что она самое слабое место этой премьеры. Изначально, когда только Опера объявляла сезон, была заявлена Naforniţă, ну вот пусть и пела бы. Нет, вот эта девушка, каким-то образом попавшая в cast, с маленьким голосом, украшенным большой россыпью. Ее голос не назовешь красивым, исполнение изящным - обычная певица с простецким вокалом с серьезными недостатками, да и с совершенно не понятными верхами. Судя по всему, претендует на звание колоратурного сопрано, но тогда должны быть звонкие и длинные верха, вплоть до ♭ми. А тут я вообще не понял про что был однажды этот верх.:-)
И вот же, здрасьте к вам, - исполнение было ровно в таком же темпе, как у нас в Мск. Корейский дирижер Myung-Whun Chung, известный, с именем, пытался немножко погнать, но не удалось, а т к он достаточно чуткий дирижер, то, видимо, сам себе сказал лучше я за ней, чем она за мной. И так и ходил за ней.:-)
Не могу точно поручиться объявляли ли перед началом о не здоровье исполнителя заглавной партии.
Поначалу Simon Keenlyside удивил только одним - его Риголетто был раздет по пояс, иногда с брыжими / иногда без них.
Торс пока что вполне нормальный.:-)
Образ странный - без горба, но с походкой орангутанга и с согнутой рукой.
(не в этом ли месте он подхватил вирус, когда его разнагишали …)
Понятно было, что это не его партия, но оч хотелось послушать вообще и как он справится с самыми забойными местами, а их в партии Риголетто, - за какие ни возьмись.
Во втором действии стало окончательно ясно, что он просто не в состоянии петь. Мне доводилось слушать больных певцов, но такого состояния не мог себе представить. Обычно сморкаются / кашляют / отворачиваются, но поют, по-моему опыту, лучше, чем в обычнве дни (не больные). А тут просто голос как отрубило...
Поэтому ничего сказать невозможно.
Единственное непонятно, каким образом они сварганили запись второго действия с участием Риголетто Paolo Rumetz..? Видимо подзаписали потом, п ч Кинлисайд на сцене во втором действии был, появлялся-удалялся и даже пытался вступать, но лучше бы этого не делал.
https://yadi.sk/i/nxLucR6epnocA BU-u-u, начавшееся в зале по окончании Si, Vendetta, было перебито мощным Bravo в исполнении партера. Как-то мне показалось, что партер и не понял ничего, посчитали так и надо.-)
Естественно сделали антракт для перемены диспозиции и перед началом 3 действия вышел сделать заявление Интендант, которого, с одной стороны, безбожно заBUкали, а с другой, заBRAVировали. Честно, я не понял что он сказал, п ч он говорил на хорошем немецком, а я говорю на московском русском.
Но появился другой дядечка с животом, вокально вполне здоровый и не суперски, но оч пристойно допел оперу до конца.
Я совершенно никого не обвиняю в провале премьеры,
но если Артист не здоров и этот артист Simon Keenlyside,
то кавер должен сидеть обязательно и даже в костюме.
Почему в Скале, когда Alagna показал кулак клаке и удалился,
буквально через несколько минут выскочил Радамес, одетый в Prado. :-)
Это премьера и это заглавная роль.
И это прокол менеджмента Оперы и прокол по профессии.
В итоге, в адекватном, заявленной премьере состоянии, оказался только Piotr Beczala и колоритнейший темнокожий Sparafucile с фамилией Зеленый (Ryan Speedo Green).
Герцог в этой постановке похож на англичанина времен Кромвеля; не сказать, что оч здорово режиссером прописана эта роль, но при определенных талантах и внешних данных, что, собственно, у Beczała есть, образ прозвучал.
Но из-за случившегося общего хауса, градус впечатления пониженный.
Еще Елена Максимова спела Маддалену так, как она поет в Стасике всё и это еще больше понизило градус впечатления:-).
Разумеется, на такое не часто попадаешь, но если при этом не заплатил много денег, то ну и ладно, пусть они сами там разбираются что да как у них не так.
Но мои две последние встречи с Риголетто на разных площадках не сказать, что шибко удались...