Я не из числа тех людей, которые когда-нибудь присутствовали бы на сольных концертах басов - это вообще, как мне кажется, большая редкость. Речь не идет о Liederabend под рояль, такое оч даже распространено и вполне модно теперь в России. Имеется ввиду концерт большого стиля под оркестр со специально приготовленным дирижером и исполнением арий из опер.
Музыкальный дом им. Спивакова исхитрился пригласить на Красные Холмы, считай, самого знаменитого Баса, из тех, кто в строю в настоящий момент, солиста Staatsoper Unter den Linden - René Pape.
Концерт был заявлен в рамках Абонемента и не трудно было сообразить, что народу на него соберется не много по понятным причинам. Этот зал вообще никогда не собирается полнёхоньким и, положа руку на сердце, москвичи его не любят : он считается не акустическим, как-то не так расположенным для того, чтобы наш боевой авангард-пожилой контингент смог бы до него без потерь добраться и тд.. По количеству публики особо распространяться не стоит, п ч ее практически не было. Ну и то сказать, если в СПб Папе практически свой парень, то Мск, как-то так получилась, его не знает.
Концертную программу ммдм так и не повесил и только партизанскими методами удалось узнать, что большим количеством произведений исполнитель радовать не собирается : 3 арии Верди и на 15 минут Вотан после перерыва.
Зачетно. :-)
На самом деле может это и правильно - сколько народу пришло, столько песен и получите. ;-)
Спиваковский оркестр показался как всегда - смахивал на оркестр художественной самодеятельности. И дирижер был подобран ему сообразно и с манерами Доминго, когда тот на подиуме управляет оркестром частями тела.
По поводу Верди в исполнении Баса, ≡ с Вагнера я удалился по причине того, что все жду момент, когда можно будет приобщиться к этому композитору в наилучшем исполнении; а по первому отделению стало понятно, что наилучшее исполнение в этом концерте Вагнеру не грозит; а мне ведь - давно и сильно - оч хочется полюбить Вагнера, поэтому еще подожду для встречи тет-а-тет ≡ для René Pape это был не лучший вечер... Тем, кто его слышал живьем в спектаклях достаточно трудно было признать того самого Pape, который (по крайней мере, для меня) замечательнейшим образом исполнял короля Филипа и Вене, и в Берлине, и в городе на Неве.
Можно начать с того, что лучшее, что он исполнил, Ella giammai m'amò, прозвучала практически на mezza voce, иногда (и довольно таки часто) переходя на шепот voce.
Click to view
Может это была какая-то фишка/находка, а может и болезнь, п ч артист часто держался за нос, а месяцем раньше отменил все свои спектакли Фауста в Unter den Linden. Но вокал был дискомфортным и это, не говоря о первых двух произведениях, где весьма неаккуратно и фальшивые ноты проскакивали и какие-то странные ревуны. Т е все то, чем славился его голос : насыщенность, обертонистость, плавность переходов, все куда-то испарилось.
При этом никакой качки и усталости голосовой нет.
Но и былой силы красивого звука нет.
Обвинять акустику ммдм здесь не приходится : поливали со страшной силой Flórez и Salvatore Licitra, пела Renée Fleming и всего хватало, выступал José Cura - оборал весь зал, вплоть до mezza voce :-) Что сейчас произошло…
Но я не поклонник такого вокала, тем более, у басов. Их сейчас разновсяческих и хороших оч много, и конкуренция достаточно сильная. Далеко не пойдем, в московском Don Carlo пели два прекрасных баса - Дмитрий Белосельский и Rafał Siwek.
Возвращаясь к концерту, они бывают всякие ... бывают удачные / бывают не удачные.
Но три последних сольника, которые я прослушал (двух теноров и одного баса),
заставляют задуматься на тему, а нужны ли вообще такие концерты,
особенно в городе, в котором в оперных спектаклях никогда не услышишь этих,
несомненно выдающихся артистов, где они могли бы полностью реабилитироваться,
в чем я ни одной минуты не сомневаюсь.