В культурной жизни двух столиц в этот weekend произошло несколько культурных событий...
Под номером 1 конечно - Николая Цискаридзе выбрали подавляющим большинством голосов. Культурная столица может и недовольна, но ничего, потерпят. А годика через два и вовсе будут считать за своего и еще гордиться будут достижениями самой правильной балетной школы.
Я со своей стороны поздравляю.
Желаю !
И по-прежнему поджидаю в Большом театре на какой-нибудь высокой должности народного артиста всей России.
Событие № 2 - наконец-то закончился этот кошмарно затянувшийся конкурс «Большоя опера», благодаря которому скромным поклонникам оперы удалось воочию увидеть практически всю семью Холендеров и выслушать их восторги о невероятном событии (как им представляется) общемирового масштаба;
• познакомиться со странной женщиной с красными волосами;
• наслушаться соловьиных трелей по поводу того, как должна развиваться опера в исполнении Дмитрия Бертмана и, главное, того, как должны петь оперные артисты
/в скобках отмечу, эти трели подвигли меня пойти в его театр на Бал-маскарад, но антикультурный шок, который я там испытал, привел к мысли, что двойные стандарты бывают не только в исполнении президента США:-)/;
• ну и Елена Васильевна с ее знаменитым ответом Бегаку на вопрос
- Как вы считаете, как они поют ?
- Конечно плохо.
Ничего сказать не могу как кто пел и кто чего достоин - никого не слышал живьем, а в тот день, когда можно было бы это послушать вместе со всей просвещенной публикой, среди которых были просто какие-то необыкновенные личности в лице банковских служащих, конечно демократов и конечно трёх=угольника консерваторского, решил для себя, что лучше пойти на премьеру знаменитейшей и прелестнейшей французской оперы Roméo et Juliette в Новую оперу на событие № 3.
Ирина Боженко - Алексей Татаринцев
Новая опера слишком часто зарядила с премьерами и с легкостью оставляет за флагом Большой в одном флаконе с театром Станиславского, - с начала сезона общими усилиями накряхтели всего одну премьеру на двоих и, по сложившейся традиции, никому на фиг не нужную (сам не видел, только по слухам) .
А за Ромео и Джульетту Новую оперу хвалю.
Хвалю от всего моего большого и доброго сердца ! ;-)
Про это оперу дорогим россиянам известно не многое … она когда-то шла в Мск и было это в незапамятные времена, когда на сцене блистали Лемешев и Шумская; ну и, конечно, фанаты Franco Corelli заслушали до дыр его с Mirella Freni и, похоже, продолжают до сих пор между дыр слушать:-). Вот такой был у меня багаж, когда я явился на генеральную репетицию.
Явился, но знал, что по музыке ничего хорошего не ожидается, п ч за пультом обещан был быть главный телевизионный дирижер, судя по всему специально выписанный для нашего ТВ из Италии.
До того был грек, который достал всех, но, слава богу, отправился на выселки и теперь делает там из Перми Зальцбург / теперь итальянец, который совершил карьеру в России сногсшибательную, при том, что никакими особыми талантами, кроме, как прилично болтать по-русски и быть ду́шкой практически со всеми, не обладает.
Начало оперы оказалось многообещающим ... никакой музыки, только вопли средневековых мажоров, развлекающихся убийством друг друга в славном и любимом русскими туристами городке Верона.
И мне чего-то как-то сразу понравилось:-). Жизненно ! И почему-то похоже на балет Ромео и Джульетта в хореографии Григоровича. На сцене Хор, без всякой музыки, только под собственные вопли разминался и разминался оч зрелищно. Все групповые сцены сразу показали, что дело будет и настроение у хористов самое, что ни на есть, азартное и чисто по физическим кондициям возможности в некотором роде опережающие некоторых артистов балета в пешеходных постановках Ромео и Джульетты. Стоило конечно призадуматься на тему как это Хор будет петь при такой сверхподвижности и практически постоянным нахождении на сцене.. Но Хор запел, продолжая участвовать в сражениях, гулянках, балах и пел идеально.
Такую работу просто на выставку !
/только не на Маску - получать Маску за высокое качество и высокое мастерство в настоящее время н е п р и л и ч н о :-)/
А оркестр был под управлением... со всеми вытекающими.
Дирижер, похоже, спевки не проводил, поэтому со всеми, кто принимался петь на сцене массово или в одиночку, расходняк был почти такой же, как у самого прославленного по расходняку дирижера, протеже Deutsche Grammophon GmbH, товарища Alain Altinoglu. В Мск вырос свой такой, правда без тех прелестных голубых глазок, за которые DG так любит Антиноглу.
Дирижер основной и практически самый главный минус этого спектакля.
Кроме того, что он не жалел уши публики и, главное, голоса исполнителей своей постоянной беготней то впереди, то сзади, он еще сумел задавить все прелести французской музыки в исполнении самого прелестного французского композитора Charles François Gounod → Ни на какой шарм, ни на какое музыкальное обаяние не стоит надеяться, - это прямолинейное исполнение по нотам. Но т к фамилия дирижера всем известна и он, как мы помним, ду́шка, восторженный прием зала ему был обеспечен.
В этот момент наступило время рассказать о том, что происходит на сцене... а рассказать-то и нечего, п ч все по либретто.:-)
Начнем с того, что Ромео мужчина, а Джульетта женщина, факт для продвинутой в режопере публике не очень-то вдохновляющий. А если учесть, что на протяжении всего спектакля никто не ходил голым, то это произведение не рекомендуется к просмотру всех тех, кто слушает оперу глазами.
Если обратиться в полном объеме к Вильяму нашему Шекспиру, то эта печальная повесть представлена в Новой опере во всей своей красе, кроме одного нюанса - к огромному сожалению на сцене ни зги не видно. Это по-настоящему обидно, п ч режиссура великолепная, артисты играют с большим настроением, они молоды и пластичны, роли каждого проработаны до мелочей, много движения,которое в особо активных моментах подкрепляется разного рода шумовым оформлением - вообще-то я такое не люблю, но здесь это абсолютно точно по музыке и, умри, ясней не скажешь.
Абсолютно ко всем исполнителям в обоих составах можно относиться с уважением - они очень много что могут; дайте им роли, наполненные драматическим смыслом и они все сделают, и сделают достойно.
Эта постановка - оч современная, несмотря на то, что костюмы классические, декорации вполне стильные, а вот свет странный...
Артисты так хорошо играют, так хочется все это рассмотреть, но режиссер этих возможностей им не дает. Но что хорошо, это единственный пункт по которому Арно Бернар отдал дань режопере, это в ней принято никого не видеть на сцене, п ч певец не главное. Все остальное и смотрится, и слушается с большим интересом, возрастающим от действия к действию. И вот, пож-ста, два антракта и мало кто уходит.
Спектакль идет в хорошем темпе и смотрится легко, но сможет ли театр держать его в необходимом состоянии при системе стаджионе, это конечно ? К следующему блоку уйдут все нюансы, а потом и вовсе народу не захочется шибко бегать... Вся надежда на команду, если вспомнить нашего директора ГАБТа. П ч послушать хочется еще и не один раз. И послушать есть кого.
Георгий Васильев
Ирина Костина - Георгий Васильев
Оба представления : генералка и премьера практически шли в одном составе, изменены были только главные герои. Из двух Ромео - Георгий Васильев и Алексей Татаринцев - в приоритете для меня был конечно Татаринцев. В итоге, оказалось, что не ровный, с совершенно очевидными шероховатостями Васильев произвел впечатление больше. Больше души в вокале и нутра, и какая-то искренность, и живость. Татаринцев, правильный(чистый лирик) и более кантиленистый, чем Васильев, с полным арсеналом необходимых верхних нот и fermat, весь спектакль пропел с рукой у груди и уж точно, скажем так, по-немецки:-(. Совершенно равнодушно.
Алексей Татаринцев
И это при том, что Джульетта у него была просто козырная - Ирина Боженко.
Вот, где полное попадание в роль и вокально и сценически. Похоже, что у нее лирико-спинто и при таком раскладе Cцена с ядом - самая ключевая для Джульетты, даже несмотря на то, что самая известная, Вальс, получилась отменно. Оба этих фрагмента требуют практически разных голосов и найти певицу, которая найдет вокальный баланс : быть достаточно колоратурной и легкой в Je veux vivre в 1 д. и насыщенно драматической в 4-м, не просто.
Ирина Костина старалась утяжелить свою лирическую природу, но у нее не все получилось.
Её светлый голос оч хорош для Сюзанны, в Джульетте вокально она была не столь успешна : много форсировала звук, не добирала наверху в пассажах. Но при ее внешних данных и практически балетной выправке - чего стоит ее поза необыкновенной красоты, когда при первой встрече Ромео берет ее за руку, - и если опера застрянет в репертуаре, Костина несомненно дозреет до качественного исполнения. А Ирина Боженко для меня так просто открытие. Надеюсь, что ее сотрудничество с Новой оперой не остановиться только на Ромео.
Ирина Костина - Владимир Байков /Капулетти/
Все остальные персонажи подтвердили крепкий вокальный уровень солистов театра.
Замечательнейшим образом прозвучали басы Владимир Байков и Евгений Ставинский, баритон Илья Кузьмин, Анна Синицына - сначала прекраснейшим образом храпела на открытой сцене:-), а потом еще лучше пела и Александра Саульская-Шулятьева.
Не знаю, как на чей вкус, чего будут говорить - мне кажется это настоящая удача. Хотя бы, исходя из того, что у театра есть три Ромео, понятно, что в разной степени мастерства, но они могут это спеть. Да и сам спектакль в Мск сто лет в обед не шел. А опера необыкновенной красоты и никакой театр не заинтересовала, кроме Новой оперы, за что ей большое спасибо.
Алексей Татаринцев - Фабио Мастранджело - Арно Бернар - Ирина Боженко - Илья Кузьмин /Меркуцио/
Алексей Татаринцев - Ирина Боженко - Илья Кузьмин
А Большой снова будет ставить Кармен, хреновую наверное и без всякого наверно, а просто хреновую Пиковую А через два года опять будут ставить, п ч найдется еще режиссер, который захочет про свои три карты рассказать...и обязательно на сцене главного театра страны.
- - - - - - ✄ - - - - - -
Рискуя возненавидеть оперу «Roméo et Juliette» (как это случилось у меня с La traviata после чрезмерного количества ее прослушиваний в ГАБТе), я все же отправился 02.12 в Новую оперу на третий состав.
Галина Королева - Георгий Фараджев
И как не пойти, когда надо было обязательно разобраться, сможет ли tenore di grazia, каким несомненно является Георгий Фараджев, хорошо изобразить ультра=лирического героя.
В первом и во втором действиях Фараджев оказался малость не убедительным и не выразительным, хотя все, что положено пропел и даже каким-то образом пытался насытить голос обертонами, но все это было немножко не о Ромео. В финале 3д. («какой ужасный день») верхняя нота никак не прозвучала, - оркестр его забил напрочь. В этом артист может и не виноват, а, скорее, дирижер, Андрей Лебедев, поддавший громыхалова, решив тем самым сделать этот «несчастный день еще несчастней».
Но зато в финале и Тенор, и Сопрано распелись; превратились в настоящих веронских любовников и заключительный дуэт сдобрили натуральным драматизмом и так убедительно, что и этот спектакль в итоге вполне удался.
Оркестр под новым управлением мало чем отличался по части интерпретации музыки Гуно, но Лебедеву надо отдать должное хотя бы за то, что он неплохо ловил певцов. И тех неудобств, которые испытывали артисты и публика во время предыдущего дирижера было намного меньше.
Андрей Лебедев
Т к в начале основные солисты распевались:-), то внимание сосредоточилось на исполнителях вторых ролей - Байков и Ставинский (ставшие мне к 3-му разу уже просто как родственники:-)) очень порадовали музыкальностью, басистостью, значительностью и благородством исполнительской манеры.
Галина Королева - Владимир Байков
Новая опера на достаточно длительный срок прекратила «передачу о Шекспире» (таковы прелести системы стаджионе). Теперь, если удасться, только весной поговорим.