G.Verdi : Otello, Oper Köln/Oper am Dom 18/20.05.2014

May 24, 2014 07:56

Объединенная Европа - это то место, где всё-всё делается для людей.
Я это понял в тот самый момент, когда оказался на Berlin Hauptbahnhof : номера поезда, на котором я собирался ехать до Кёльна не оказалось ни на одном табло, зато был поезд, который отправлялся в этот же время до Бонна под другим номером. Путем нескольких заходов в будку информации и размышлений на тему что делать и как быть, я пришел к выводу - полезу в предлагаемый поезд, авось он идет через Кельн.
→ Надо заметить, что поезда Германии обычно в одном составе имеют группы вагонов, идущие по совершено разным направлениям, и попадание в правильную группу является основополагающей задачей любого путешественника. Для решения этой проблемы платформы разделены на соответствующие пространства, пронумерованные буквами. Моя группа, разумеется, называлась Ж (по ихнему G). Поезд подошел ровно за 3 минуты до отправления и всем, кто стоял в ожидании(а народу было оч много, п ч разъезжались домой те самые футбольные фанаты, заполонившие перед этим все гостиницы Берлина), стало понятно, что буковки не соответствуют выбранному направлению. Проводник-контролер заорала дурным голосом schnell-schnell и я побежал … Но как :-) … навстречу мне неслись борзые немцы, которые выбираясь из своего дома даже на один день, обязательно складывают практически весь свой гардероб в огромный чемодан намного больше их роста, я лавировал между ними, как слаломист на олимпиаде, но все равно не успел добежать до своего вагона и удачно вскочил перед самым отправлением в нужную мне группу, а дальше уже через нее любимую до своего места, которое было конечно занято:-). Причем, истинный европеец застолбил это, не свое место, пиджаком и саквояжем, а сидеть отправился за столик, застолбив еще одно место по средством своей задницы.
Поезд помчался и я начал осматриваться, где можно отследить вехи путешествия и хотя у меня была надежда, что если поезд идет в Bonn, он обязательно заедет в Köln, но мало ли что в этой европе бывает... Отследить бегущую строку при ясной погоде невозможно = ничего не видно, а что там шамкает объявлялка, которая на каждой остановке приветствует всех на дойче бане и желает всем счастливого пути, нет никакой возможности.

Но, с Божьей помощью и DB, через 4 часа я таки прибыл в Köln.



Это, я вам скажу, еще тот городок на карте Европы :-).
Вывалившись на площадь, на которой кишмя кишели туристы и возвышалась громада градообразующего Kölner Dom, увидев лестницу, на которой лежали / сидели / стояли толпы, а улицы, выходившие на привокзальную площадь заполнены автобусами. постоянно подвозившими, по моему, теперь уже китайцев, я сам себе сказал - это не просто Дом, а какой то дурДом. И бросился отыскивать свой отель, ибо мне надо было подготовиться к вечеру, когда в Кёльнской опере должна была состояться премьера Otello.

Oper Köln, которая оч пристойно расположена, там где надо : рядом с ней оперный пассаж на пешеходной улице; часы, играющие марсельезу; аптеки с названием Опера и, разумеется, кафешки с таким же названием, встала на ремонт. Кельнцы ее не сильно любили и называли бункер Аиды - видать хороша она с внешнего вида, но в данный момент затянута упаковочным материалом. По понятным и уважительным причинам театр работает в том здании, которое ему было предложено. А предложено было временное строение типа цирка-шапито, причем практически прямо на вокзале и называется Oper am Dom.



Вокруг разруха - чего-то ковыряют / чего-то копают, автобусная станция рядом, но это не мешает прилично одетым людям топать через вокзал в сторону высокого искусства, которое на некоторое время находится не на своем месте:-).



Для ритуального действа оперной публики Германии - предвыпивона, антракт выпивона и afterparty-выпивона здесь немного места. Поэтому народ с фужерами вина трется друг о друга, как у нас на Таганской-Краснопресненской ветке в 8 утра.



Мягко выражаясь, тепло; внизу колосится Рейн; некоторые пытаются курить на балконе, на котором просто курочке негде клюнуть. Прелесть какая :-)
До того, как начну разбирать увиденное/услышанное, не могу не похвастаться про туалет :-) Ваши € 100 за место не считаются достаточной суммой для того, чтобы пройти в сортир и справить свои всяко-разные нужды:-). Сидит дедок и, хоть сдохни, но 50 центов положи и все, как овцы, кладут, а я опять оказался отбившимся от стада:-) - не положил(он надеялся что положку при выходе, а я опять не положил). Как он на меня посмотрел … со всей своей глубиной европейского презрения:-). А в женском - мне рассказывали живые свидетели - одной бабе, у которой не нашлось 50-ти центов, дали сдачу с 10 евро.
Ну что это за фигня, что за нравы у них там на этих берегах Рейна ? :-)

Понятное дело, ждать супер живой акустики в таком зале не приходится, однако, меня предварительно добрые люди научили - до 10 ряда все слышно, после уже глушняк.
Билеты проверяют прямо при входе в зал и по хамежу пройти ничего не стоит, но только в том случае, если не ausverkauft. Но на протяжении самого спектакля бдительность ответственных администраторов просто зашкаливает, а публика настолько дрессированная, что там не то, что вовремя спектакля, - поклоны никто не фотографирует, п ч знают, нельзя. Можно быть абсолютно спокойным - ни один телефон не зазвонит, а в сидячем антракте никто не проверит почту. Ordnung  в полном порядке.




По европейской моде Отелло спектакль на два театра, кто-то у кого-то его занял : то ли Кельн у Стокгольма / то ли Стокгольм у Кельна. Кроме José Cura на звездный статус претендовала исполнительница роли Дездемоны сопрано Anne Schwanewilms, - она даже на вокзале явилась мне с афишной тумбы, анонсируя премьеру своим портретом. Мне это показалось удивительным; ну да ладно, я не дома, тут свои законы:-).

Anne Schwanewilms - José Cura


Я про эту певицу ничего не знаю, никогда с ее творчеством не встречался; единственно, где удалось почерпнуть сведения о ней, так это на форуме жопагены, - там просвещенный народ просто зашелся от счастья при упоминании ее фамилии в объявлениях на следующий сезон то ли в Дрездене, то ли Ляйпциге, то ли в Karlsruhe, где со следующего сезона будет трудиться Фихтенгольц.
В роли баритона должен был вокализировать Samuel Youn, очередной кореец, без которых европейские театры просто закончили бы свое существование - петь стало бы некому:-).

В общем и целом, постановка ни о чем, персонажи хотя бы не в трусах - все пристойно одеты в каком-то не привязанном ни к какой эпохе стиле.
Режиссерская работа .., ну=да, наверное хорошая, п ч хористы, comprimario все разведены как положено, есть динамика и образы, скажем так, проработаны по первоисточнику. Исполнителя заглавной роли (J.Cura) не проработаешь, тут он сам себе режиссер и самое правильное решение успокоиться и не пытаться затолкать его в некие рамки. Что и было сделано.

Драматическая составляющая образа Дездемоны мне показалась чертовски оригинальной...
Судя по всему, певицу также никто не ставил ни в какие рамки, п ч поставить ее туда невозможно в силу отсутствия у нее этих самых драмталантов. Дездемона получилась вялой, бесхарактерной, с некоторыми признаками легкого идиотизма. А кто сказал что Дездемона не такая … :-)
Жаль только одно, что Anne Schwanewilms не очень шла на контакт с Отелло и как такая пара образовалась, так до конца спектакля и не выяснилось.:-)
Вокальная составляющая показала, что этой певице партия не по голосу. У нее очень красивый центр, просто карамельный и даже понятно почему Шваневильмс считается хорошей исполнительницей Рихарда Штрауса, но то, что у нее идет выше "Ля бемоль", не поддается никакому осмыслению. Проблемы конкретные и с силой звука, и особенно с точностью воспроизведения нот в тех местах, где у других сопрано проблем чаще всего не бывает вообще. Конечно, как водится, у таких певиц нет низов, но это уже дело привычное. Само исполнение хилое и тщедушное. После того, как Frittoli / Stoyanova / Harteros в Отелло удавалось достаточно часто утягивать на себя одеяло, такая кислая интерпретация не годится.
Вот вам и портрет на вокзале - ничего не решает, свои права на роль нужно доказывать на сцене.

Anne Schwanewilms - Samuel Youn


Очередной злодей и очередная пародия на баритона случилась и на этой премьере. Сразу оговорюсь, он имел оч хороший успех.
У меня теперь сложилось устойчивое впечатление - успех имеют те певцы, которые поют не свой репертуар или репертуар не для своего голоса.
Samuel Youn что-то среднее между тенором, высоким баритоном и работником декламационого жанра. Благодаря такого рода cast совершено сводится на нет задуманное маэстро Верди сочетание голосов, п ч если в дуэте Отелло и Яго поют практически два тенора, причем, по силе звука J.Cura не оставляет никакого пространства для Samuel Youn, то что это за дуэт ? Если еще как-то можно было слушать Застольную с большими компромиссами и хоть какая-то разница тембров имела место быть, то Credo - жесткое, полнозвучное, нервное и в какой то степени даже ревущее в случае Юна не выстрелило никак. Хотя, может это было связано с болезнью исполнителя - он заменился на следующий спектакль и, скорей всего, просто не захотел отдавать премьеру (в зале в этот день я видел Галло, он явно смотрел спектакль и готовился выйти на замену через день; я  встретил его и на следующий день на прогулке в центре города и все думал чего он тут забыл:-) )

Центром спектакля и по статусу и по исполнительскому мастерству несомненно стал José Cura.



Кура конечно матереет в особенности по внешнему виду:-), но его Отелло как был 15 лет назад № 1, так и сейчас равных себе не имеет ни по драматизму / ни по вокальному мастерству. В самых разных обстоятельства он выдает шекспировские страсти, максимально приближенные к основному либретто, осмысленность образа впечатляет проработкой до мельчайших деталей и вокал певца совершенно не зависим от напряженной чисто физической работы в этой опере. И в который раз необычайно убедительным представляется способность José Cura вокально передавать состояние своего героя в самых разных его испостасях. В его голосе абсолютно нет монотонности, душевное состояние персонажа передается необычайно точно и многогранно. Его Отелло в состоянии влюбленности именно по голосовым характеристикам не имеет ничего общего с Отелло в состоянии гнева или отчаяния. И вот этот фокус в настоящее время повторить не может никто. Я уже не говорю о безупречном нижнем регистре, с которого он начинает любовный дуэт, - патока льется. И Niun mi tema маленький шедевр, достойный целого спектакля.



Xavier Moreno(Cassio) - José Cura - Will Humburg(Conductor) - Anne Schwanewilms


Не сказать что кёльнская публика достойна своих берлинских собратьев : оч честно поорали, немножечко поBUкали постановщикам, но свернули мероприятие быстро и отправились на afterparty.



Cначала вертлявого вида мужчина представил молодую певицу, которая совершила какой-то вокальный подвиг,



а потом, как водится, на таких мероприятиях представляли постановочную команду и исполнителей всех по очереди, причем, дарили - бабам цветы, а мужикам бутылки:-).

Adriana Bastidas Gamboa (Emilia)


Samuel Youn




José Cura за особо хорошее поведение досталось и то и другое:-).
Публика продолжала пить вино и оч живо реагировать, расходиться особо не собиралась и готова была сидеть часов до 12-ти, но уже артистам захотелось пойти и съесть чего-нибудь, поэтому мероприятие начало двигаться к завершению.

Но на этом впечатления не заканчиваются, п ч через день - в перерыве с обязательным и обстоятельным просмотром Kölner Dom



и катанием на кораблике мимо лабазов, построенных на берегу Рейна, я собирался опять.
В результате прекрасно проведенного дня поимел красный нос и стертые подошвы ног:-).
Но не только же оперой единой мы живы, мы же все же туристы.:-)

По местным кафе попытался понять что является основной едой - итальянская кухня с вездесущими макаронами, но почему-то без сыра :-).

Настоящим везением для себя считаю странную болезнь, которая скосила и Анну Шваневильмс и Яго - когда они успели друг от друга заразиться.:-)
Во второй раз Дездемоной вышла Natalie Karl из второго состава и Lucio Gallo, который, как оказалось, неспроста постоянно попадался мне навстречу:-).

Xavier Moreno - Natalie Karl - Lucio Gallo - Adriana Bastidas Gamboa


И, положа руку на то место, где находится сердце, заявляю, что второй вечер мне понравился больше именно по ансамблю. Это был совершенно другой спектакль, где J.Cura дал иную интерпретацию взаимоотношений с Дездемоной. Крошечная певица с очень неплохим голосом разыграла роль жены-дочери и поначалу столько было теплоты между этими людьми, столько нежности, что все дальнейшие события действительно можно было отнести только за счет интриги и главного интригана, которого Lucio Gallo вылепил блестяще. Менее подвижный, чем Юн, но гораздо более значительный, с голосом, находящимся в полном соответствии с написанной Верди музыкой, хотя уже теперь и с явным подкачем и некоторой склонностью к гудению, но все такой же четкий и техничный, Яго стал соперником вполне достойным Отелло. И в результате и их взаимоотношения стали более выпуклыми.

Young Doo Park - Xavier Moreno - José Cura - Natalie Karl


Мастерство и соответствие голоса отменить невозможно. И нужно ценить те спектакли, которые по самым разным причинам вдруг собираются в ансамбль. Вот певец вышел по замене, вот из второго состава Дездемона и весь спектакль заиграл совершенно по-другому. А кому от этого лучше - конечно публике.
А я за все свои первоначальные негативные впечатления после Тоски получил прямо таки подарок от Кельской оперы в виде настоящей Оперы с оч приличным оркестром, хором, особенно детским, крепкими вторыми солистами и основной трешкой, неожиданно собравшейся в ансамбль.


Oper Köln, José Cura, otello

Previous post Next post
Up