Tosca Deutsche Oper Berlin 17.05.2014

May 22, 2014 22:50

Не всякое знакомство с оперной Европой бывает удачным → но полезным оно бывает всегда !

Не могу похвастаться удачным выбором первого захода на прослушивание : предлагалась либо Norma в Wiener Staatsoper с любимой Nadia Krasteva, но с Edita Gruberova / либо Тоска в Deutsche Oper Berlin с оч симпатичным составом -  Людмила Монастырская / Fabio Sartori.
Выбор пал на Тоску по многим причинам, но дальше вмешались силы из вне или, уж лучше сказать, изнутри театров. :-)
Перво-наперво Груберова сломала ногу и заменилась - чего в последнее время не было н и к о г д а, → я конечно не знаю как поет та итальянка, которая вышла на кавер, тем более, что в последнее время к итальянским певицам у меня настороженное отношение, но, по-любому, ей хотя бы не под 70 и в этой ситуации заход в Вену мог бы оказаться вполне продуктивным. Но я уже выбрал Берлин, который также "расстарался" и полностью заменил основной состав :
- Сартори превратился в Carlo Ventre, о котором я ничего абсолютно не знал и знать особо-то не хотел и который в итоге заменился прямо перед спектаклем на Stefano La Colla (про которого я вообще ни сном ни духом), из-за того, что Вентре не успел прилететь;
- Франк Феррари в Thomas Johannes Mayer,  про которого я все знаю, вплоть до того, что он ездит только на такси:-) ;
- и буквально за 2 дня г-жа Монастырская заменилась на синьору Anna Pirozzi (про то, как я в последнее время отношусь к итальянским певицам, рассказал выше).
Lufthansa менять не было никакой возможности из-за несдаваемости билетов и ради особой пакости случилось еще то в Берлине, что именно 17 мая случился большой футбол и 95 % гостиничных номеров по разумной цене были распроданы подчистую. С ощущением праздника на душе и с достаточно циничным отношением ко всей этой оперной галиматье, так модной теперь в Европе, я практически с самолета отправился на Tosca.


 

И в итоге, подытожив свои впечатления, пришел к выводу, что позитива от этого посещения DO получилось маловато.:-( Зато все то, новое, что я узнал обо всем том новом, что происходит сейчас в оперном мире, достойно особого осмысления.

Мне всегда интересно каким образом Deutsche Oper Berlin до последнего дня, зачастую не продав и половины зала, оч ловко набивает его к началу спектакля, ну практически, до отказа. И всякий раз это публика, которая хочет реагировать на все, что происходит на сцене. В этот раз все первое действие в зале раздавался дружный хохот, который достиг полного апогея в конце дуэта Тоски и Каварадосси, когда она просит его сделать ей её глаза и уходит. Зал просто валялся, примерно также, как на Дон Кихоте в АBТ в сцене мнимой смерти Базиля. Что они нашли в этом смешного ... остается загадкой.

Anna Pirozzi - Stefano La Colla




Thomas Johannes Mayer как был мне неинтересен в ролях калиброванных злодеев, так и остался. Его вообще в последнее время что-то многовато (для меня) и практически всё по замене.

Thomas Johannes Mayer - Anna Pirozzi



Окончательно понятно почему в последнее время в Италии поют преимущественно русские либо укровские певицы : Италия дорого платить не может и принципиально не платит, а свои вокалистки у них уровня Anna Pirozzi - они их любят, никогда не BU-кнут, пестуют, в критических статьях рассказывают о достоинствах и никогда о недостатках, но при этом поют они очень усредненно. Anna Pirozzi, считающая себя драм сопрано, таковой при этом не является. Я тут не собираюсь переубеждать исполнителей, чтобы они брались за свой материал - после всего того, что наделал Доминго, этот сизифов труд неподвластен никому, но довольно таки сложно постоянно оказываться в роли мученика, вынужденного настраивать уши на стилистически приближенное исполнение, как то, - совершенно неозвученный нижний регистр, достаточно рыхлая середина и невыразительный вокал, полное катавасия с музыкальными акцентами и доказательство возможности  петь данный материал только с помощью высоких нот. Которые да, более-менее - кинжал вонзила.
Как сказала бы вокальная интеллектуалка Кристина Ополайс,  это была музыка без яиц или Тоска без яиц :-).



Хуже всего то, что без яиц оказался Каварадосси и поэтому вся опера без них получилась в стиле кончиты вурс. :-) Хотя, по началу, Stefano La Colla как появился, в целом показался даже красавчиком, вызвал некоторый интерес, но как только открыл рот и из него полились звуки случайно придавленного мышонка -  Микки Мауса, ? на какой именно опере я сижу, встал во всей своей красе...
Этакий тембр ... это даже не лирический тенор, это, прошу прощения, tenore di grazia :-) и каким образом человек с таким голосом затесался в il verismo и кто помогал ему в этом, одна из самых интересных загадок. Скорей всего, La Colla не может петь легкую изящную музыку типа Россини в силу плохой подвижности голоса, но мог бы спеть что нибудь из Беллини, хотя и для Беллини этот голос высоковат - погуще надо, посочнее.
Он встал и запел Recondita Armonia так, как никогда и никто до него не пел, это была такая женская музыка и что-то очень смахивающее на сладкие песни гондольеров в Венеции / что-то в стиле o sole mio и даже не "Влюбленный солдат".
Самое-то главное, что La Colla и продолжил так петь, показывая чудеса исполнительского мастерства, ничего практически не провалив, но без всякого отношения к веризму.
Он хотел сделать красиво, а получалось ё* твою мать.
Хотел сделать красиво Vittoria.., но она получилась какой-то детсадовской, - в этой ситуации надо, чтобы пел Тенорище, а пел тенорино. Таким голосом было бы здорово Пастушка, тем более, что Пастушонком был мальчик, которому это соло пока не удается, но будем надеяться, что мальчик вырастет в тенора Ля Коллу когда-нибудь:-).
Основным козырем, по понятным причинам, оказалось умение тянуть кантилену, но этот козырь, опять же, хорош в исполнении песен матильды везендок:-), а никак в самой, что ни на есть, веристcкой опере.



Можно было подумать, что Stefano La Colla в Тоску попал по-случайке(тем более замена была - спасал театр), но у меня все равно это вызвало некоторое возмущение - как так, серьезного певца заменили не пойми кем... Но после того как я поинтересовался его карьерой ... он, оказывается, лирико-спинто и поет основной героический репертуар, вплоть до Канио и Радамеса.
И главное, - всё в Италии !
И всех такой вокал удовлетворяет, это к вопросу компетентности итальянской публики, которая Аланью с Бечалой за-BU-кивают, а этот наверное хорош для них...В общем, ответственный за каст DO показал понимание оперной конъюнктуры и замена отказалась не в бровь, а в глаз - одного хорошего певца заменили другим тоже на букву Х. :-)

Ivan Repusic - Stefano La Colla - Anna Pirozzi - Jörg Schörner


Публика после всех смехуёчков, которые были в первом действии, нахлебалась винца в антракте и устроила такую овацию по окончании, о которой даже Доминго не мечтает в Венской опере : чуть ли не 3 раза solo-вызовы, припадание на одно колено, благодарственно сложенные ручки, очи, поднятые к небу... Чё творится ... я какой-то чужой на этом празднике жизни... Иногда сам себя не понимаю и никак не могу прибиться к этому замечательному стаду, хожу каким-то отдельным бараном...


deutsche oper berlin, tosca

Previous post Next post
Up