В последний день старого года, ранним утром, битком набитый самолет породы Air Berlin повез меня в Швейцарию в город богачей Цюрих. Задумка встретить Новый год в Opernhaus Zürich, в одном из лучших оперных театров Европы, осуществилась полностью.
Цюрих встретил 100% безобразной погодой : понятное дело - снега нет, зато кругом сплошная вода и пронизывающий насквозь ветер. Но это все ерунда для тех, кто хочет ознакомиться с самыми модными репертуарными операми, а Le comte Ory в последнее время считается обязательной к постановке в уважающих себя театрах. Opernhaus Zürich уважает и себя и публику, и поэтому в канун Нового года давали как раз эту нарезку из разных произведений Дж.Россини, основой для которой является Il viaggio a Reims, ossia L'albergo del giglio d'oro.
Кроме того, я начитался что в Цюрихе какая-то необыкновенная иллюминация на Новый Год и какой-то бесподобный фейерверк после 12-ти, кругом предлагают фондю с глинтвейном (и то и другое я терпеть не могу, но это не важно:-)).
Мой любимый отель в Rumlang в очередной раз поразил спокойствием, тишиной и полным отсутствием подготовки к событию, которое у нас возведено в ранг главного для обжорства и опиваловки. Первое, что меня приятно удивило, в транспорте не пахло перегаром как у нас, и все были трезвые.
Вторым было то, что одна из лучших иллюминаций оказалась слишком простой и непритязательной. Прогулявшись под зонтом по старому городу перед началом спектакля, я заценил Москву как самый богатый город земли, который умеет и любит втюхивать бабки в пускание пыли в глаза.
В Оперу народ шел интенсивно. Как выяснилось уже в театре, все были разодеты в пух и прах - дамы в своих лучших бриллиантовых цацках, херы в разноцветных бабочках, ну и разумеется к ним в смокингах. Предполагаю, что у нас на Щелкунчике в Большом театре публика тоже не ударила в грязь лицом и показала, что мы сильны не только в ярких фонарях на улицах, но и в ярких прикидах там, где есть возможность их показать. Но об этом мне расскажет кто-нибудь другой, а я могу рассказать про Barbara Frittoli, у которой на следующий день значился спектакль Отелло, но она не преминула прийти в новогоднюю ночь с дочерью в театр и которая выглядела просто сногсшибательно. При этом, для дам - ни грамма make up на лице, либо это косметика была такая вот незаметная:-). Она шла в сопровождении восхищенных взглядов в длинном изысканном платье и поражала с одной стороны простотой, а с другой необыкновенным шиком.
Аванзанавес к спектаклю на сей раз представлял собой пестрый ситчик
и когда он поднялся, взору открылась оч сммпатичная декорация какого-то старинного городка исключительно реалистичная. Оркестр вступил черти как, и так и продолжил некоторое время исполнять ужасно скучную увертюру. Дальше хуже. Можете забросать меня камнями, но в этой замечательной опере кроме 4-х фрагментов, добавленных Россини из Путешествия в Реймс, ничего достойного нет - по музыке скука смертная, поэтому режиссер и артисты взяли на себя смелость оживить действие всяко разными выходками и это встретило более чем радостную реакцию зала. Тем более, что новогодний кураж имел место быть и все готовы были смеяться даже над показанным указательным пальцем. А там был не только не он :-). Была и любовь втроем и раздевание до лифа Чечилии Бартоли и выступление Камарены в самом непотребном обличии, и мужики в монашеском одеянии, и женщина, одетая как солдат. Короче, Comedy club, но только в швейцарском варианте.
О режиссерских находках в этом стиле распространяться долго не буду, но меня удивило, что реакция зала на хохмы артистов оказалась намного шумнее и бодрее, чем на их вокализирование. Пели, в принципе, не плохо. Звездная Cecilia Bartoli, сдается мне, в Цюрихе не производит сильное впечатление на местную публику - никакого безумства ее вокал не вызвал. Хотя все свои фирменные финтифлюшки в стиле ко-ко-ко она озвучивала довольно таки легко, да и к тому же актрисуля Бартоли далеко не последняя. Голос ее конечно маловат, даже для такого небольшого театра - как только оркестр начинал звучать в унисон с певицей, певица сразу куда-то исчезала ( про ансамбли просто говорить не приходится). Но Россини ведь чем хорош - у него слишком часто пение отделено от музыки. Т е артисты поют под легкое пиликанье оркестра, который не мешает показать им показать все свои возможности, а когда он(оркестр) вступает полностью и достаточно громко, то это почти всегда вместе со всеми, находящимися на сцене. И этот общий ансамбль отдельными голосами не оформляется. Поэтому Бартоли в solo слышно было нормально.
И Javier Camarena, нынешний сезон практически полностью занятый в Цюрихе, даже премьера Otello, в которой должен был выйти Сирагуза, по какой-то причине изменилась в его пользу, тоже. Голос тенора не назовешь выдающимся, но то, за что мы любим теноров, у него имеет место быть - верх он озвучивает четко, уверенно и беспроблемно. И именно поэтому Камарена, пожалуй, имел самый большой успех.
Остальные певцы, каждый в меру своих способностей, иногда слишком скромных, старались придать представлению необходимый новогодний драйв и в конце своего добились - шумные овации, хохот на забавных выходах, вынос шампанского всем участникам, вплоть до оркестра и суфлера, и под занавес последний новогодний выход Перейры, который покидает театр, доведенный им до статуса выдающегося. Интендант поздравил уважаемую публику с наступающим Новым годом и мне стало немножко грустно, п ч не очень понятно, что и как в Цюрихе будет дальше...
Но выйдя из зала эта тихая грусть в момент улетучилась, п ч в нижнем фойе стояло немеряное количество подносов с фужерами шампанского для публики совершенно безвозмездно, а именно даром:-). Хотя в скобках замечу, даром - не совсем правильно, т к билет именно на это представление шел по разряду более дорогому чем обычные в дни. Но зато количество подходов не регламентировалось. А т к шампанское появилось буквально через полчаса после московского Нового года, то я мысленно пожелал Happy New Year буквально всем кого знаю и не знаю, а может быть еще узнаю и тд.. :-)
Просто бодрое настроение переросло в замечательное, и ничего не оставалось делать, как идти смотреть молодежные народные гуляния, усугубленные страшенным ветром, сломанными зонтами, красными сопливыми носами окружающих и удушающим запахом глинтвейна. Поэтому поболтавшись самую малость около Цюрих Зее, на котором почему-то не было ни одного ярко иллюминированного корабля ( с них якобы салютуют), но зато были волны почти в балла 2, захотелось чего-то родного... и т к тазика с оливье не предвиделось, то отель, теплый, уютный, с заранее привезенным из Мск Советским шампанским начал казаться правильным продолжением суперудачной новогодней ночи. Ровно в 12 из окон можно было увидеть детсадовский салют, который наверное в Швейцарии считается за лучший в Европе. Я-то, собственно, и в Москве на салют сроду не ходил, поэтому не изменил традиции и в Цюрихе.
Cecilia Bartoli - Javier Camarena - Rebeca Olvera
Click to view
PS Специально для Большого театра. Друзья, если вы дерете тыщи и тыщи за спектакль 31-ого числа, то там должны быть не только Николай Цискаридзе с прекрасной Анжелиной, но и шампанское на всех углах и желательно того качества, которое было в Цюрихе, а не 60-ти рублевое из Ашана. Это вам Дольчев говорит, а уж он-то знает толк в этих делах. :-)