Трансаэрофлот. О сделке десятилетия

Sep 01, 2015 22:21

Официальной информации о сделке нет. Ситуацию пока не прокомментировали ни сами авиаторы, ни члены правительства, которые, судя по публикациям в СМИ, сделку одобрили. Обычно я не пишу о слухах и домыслах. Но в данном случае информацию можно считать достоверной. То, что совещание, действительно было и на нём было принято решение о передаче "Трансаэро" под контроль "Аэрофлота" - факт, который мне подтвердили в надёжные источники в "Трансаэро". Другие подробности пока известны только ключевым участникам будущей сделке. Действительно ли речь идёт о покупке именно 75% акций и именно за рубль - пока неясно. Впрочем, это уже детали, которые на общую картину влияния не окажут. Давайте же попробуем окинуть взлядом эту самуюю картину.

Итак, после слияния (точнее, я уверен, поглощения) это будет совсем другой мир.


Сделка может стать самой крупной в истории отечественной авиации. Не по сумме покупке, конечно, но по количеству перешедшего под контроль "Аэрофлота" рынка. Сегодня эта группа компаний представляет из себя крупнейший авиахолдинг России, под контролем которого находится 45% рынка. "Трансаэро" - вторая по величине авиакомпания, у неё примерно 12%. То есть после сделки доля группы "Аэрофлот" может одномоментно увеличиться до 57%. Как долго она продержится на этом уровне - вопрос. Глядя на то, как флагман решает свои финансовые проблемы (о "методе "Аэрофлота" я недавно рассказывал), можно предположить, что "Трансаэро" ждут сокращения и увольнения. Насколько массовые - неизвестно. Но вряд ли материнская компания будет терпеть конкуренцию новоявленной дочки на особо прибыльных маршрутах.

Впрочем, даже 57-процентная доля монопольной по закону не считается. Но по факту после приобретения "Трансаэро" конкурентов у "Аэрофлота" не останется. Ближайшим станет S7, которая уже как минимум год демонстрирует флагману свою полную лояльность, поддерживая его руководителей во всех публичных инициативах, которые касаются авиарынка в целом. Да и удельный вес S7 будет раз этак в 10 меньше укрупнённого за счёт "Трансаэро" "Аэрофлота". Моська...

Что же получит "Аэрофлот"? Во-первых - долги. 68 миллиардов рублей, примерно две трети из которых краткосрочные. На фоне того, что авиакомпания достанется новым владельцам за рубль, задолженность не выглядит такой уж страшной. Зато в активе, помимо всего прочего, окажется новая бизнес-модель, которая уже приносит свои результаты. То есть это не камень на шею, а способная к заработкам структура, которую нужно просто определённое время поддерживать, пока она вновь не окрепнет. Новые управляющие, наверняка, сумеют повысить прибыльность "Трансаэро" за счёт увеличения цен на билеты - ведь бояться конкуренции им теперь больше не придётся на огромном количестве направлений. По сути, мы во многом вернёмся в советские времена с "Летайте самолётами "Аэрофлота". Ничего не имею против той ситуации, билеты тогда были доступными массовому пассажиру. Повторится ли то же самое сейчас? Наивный вопрос, ответ на который очевиден.
Previous post Next post
Up