Отчёт правительства: как бы ничего не делать, но чтобы кризис прошёл

Aug 06, 2015 22:31


Миэкономразвития на днях озаботилось судьбой авиационной отрасли. Итогом длительных и явно тягостных размышлений стал доклад о тенденциях развития гражданской авиации на ближайший год. Документ написан на коленке. Откровенно.  Качественне всего поработали те, кто в экселе составлял графики. Творчество иного рода в этой, с позволения сказать, аналитической записке отсутствует.

Основных мыслей в докладе две. И обе они по странному стечению обстоятельств послений год многократно озвучивались руководителем группы "Аэрофлот" Виталием Савельевым.




Мысль первая: в России слишком много самолётов, отсюда демпинг и убытки для всех участников рынка.
Мысль вторая: чтобы исправить ситуацию, нужно пустить её на самотёк, тогда слабые разорятся, а выжившие задерут ценники и снова станут прибыльными.

Правда, мысль вторая несколько противоречит экскурсу в историю на странице 7. Там говорится, что подобные ситуации наша авиация уже переживала не раз, но в итоге всёповторялось вновь и вновь. Почему разорение слабых должно сработать на этот раз - непонятно. Зато ясно, что в результате всех этих уходов с рынка доля "Аэрофлота" в отрасли сейчас повысилась до 45%, и увеличить её ещё Савельев был бы не прочь.

Но почему же ему так старательно подпевают чиновники? Потому что, во-первых "Аэрофлот" - это уже почти что и есть собственно авиарынок России (с такой-то долей!). Во-вторых, Савельев, хороший лоббист. Ну и в-третьих - обычная лень. Почему я так думаю - давайте разберёмся.

На семи страницах доклада предложена всего одна эффективная мера помощи отечественному авиарынку - обнуление НДС на внутренние перевезки на два-три года. Его в этом году и так уже снизили с 18 до 10%, но этого, как и предсказывалось, оказалось мало. Обнуление - шаг не требующий от правительства особых телодвижений. Он одномоментный - сделал и забыл, не надо ничего отслеживать, корректировать и просчитывать. Да, государство потеряет миллиарды, зато несколько конкретных человек будут избавлены от головной боли.

Я, конечно за отмену НДС - это будет справедливо, так как подобной льготой пользуются железнодорожники, а на международных маршрутах НДС нет вообще. Но одной только этой меры мало. Необходима системная работа. К примеру, сейчас очень удобный момент для развития транзитных перевозок. Россияне стали заметно меньше летать за границу, а эти рейсы - выгодные. Значит, загрузить отечественные самолёты можно иностранцами. Посмотрите, откуда и куда летают иностранные авиакомпании, которые платят "Аэрофлоту" транссибирские роялти. Почему бы эти рейсы не выполнять нашим авиакомпаниям? Для этого нужно заключить несколько межгосударственных договоров, а в ряде случаев - можно обойтись уже действующими документами. Из Сингапура в Ганновер с пересадкой в Москве - почему нет? Сразу два международных рейса! Количество "лишних" самолётов существенно сократится. Рубль упал - билеты можно делать дешевле, чем у иностранных конкурентов, роялти платить не надо - вон сколько плюсов.

Но нет - для этого нужно работать. А вот отменить НДС и умыть руки - гораздо проще. Вот такие у нас в минэкономразвития экономисты.

Previous post Next post
Up