Авиация против железных дорог

Jul 31, 2015 12:35

В этом году самолёты в нашей стране впервые в истории стали популярнее поездов. По итогам второго квартала авиаперелётами воспользовались 24,2 миллиона человек. Показатели РЖД за тот же период - 23,7 миллиона (не считая электричек, но они самолётам и не конкуренты). Для сравнения - всего 15 лет назад авиатраффик составлял всего лишь 20% от железнодорожного. С тех пор авиаторы росли, а железнодорожники свои позиции сдавали (и в абсолютных цифрах, и в относительных). Давайте попробуем разобраться, почему так происходит.



Причина первая - объективно бурный рост авиации. И после провала 90-х, и в результате того, что для граждан нашей страны открылись новые горизонты, которые сначала закрывал железный занавес, а позже - всё та же разруха переходного периода.

Причина вторая - резкое падение перевозок по железной дороге. Если в 2000 году было 1,42 миллиона пассажиров, то уже в 2013-м - 1,08 миллиона (в советские времена доходило до 3 миллионов и более, и это только в РСФСР).

Причина третья, обусловившая первые две - стоимость авиационного билета опять же впервые в нашей стране стала сравнимой с поездкой по железной дороге.

Причина четвёртая - насколько я понимаю, РЖД переключается больше на перевозку грузов, пассажиры корпорации уже не столь интересны. Если есть в теме спецы - поправьте или подтвердите.

Причина пятая - остановка развития железных дорог, которые могли бы перетянуть на себя часть авиационного пассажиропотока. Пока у нас в России высокоскоростных магистралей  раз-два и обчёлся. Сейчас начинается их бурное строительство, но для того, чтобы обеспечить потребности страны, потребуется ещё не одно десятилетие.

Смогут ли при этом поезда конкурировать по цене с самолётами - большой вопрос. Давайте посчитаем. В 2018 году будет завершено строительство магистрали Москва-Казань. Расчётное время в пути составит 3,5 часа. На самолёте - полтора. С учётом дороги до и от аэропорта(вокзала) от двери до двери время проезда для пассажира будет приблизительно одинаковым по земле и по воздуху. Теперь о цене. По данным РЖД, стоимость проезда будет составлять 3 800 рублей. Расчёты делались в докризисном 2013-м, поэтому сейчас стоимость наверняка возросла. Насколько именно - мы можем только догадываться, так что давайте будем пользоваться цифрой, которая уж есть . Так вот, туда-обратно билет обойдётся в 7600 рублей. На самолёте самый дешёвый перелёт сегодня стоит приблизительно 8000 рублей. То есть разница в цене, так же как и во времени - непринципиальна.

Преимущества как минимум во времени доставки пассажира поезда будут иметь на более короких расстояниях - при перелёте, например, до Нижнего Новгорода или Санкт-Петербурга. На этих направлениях уже сейчас ездят Сапсаны, и действительно, поезд тут быстрее и пользоваться им удобнее за счёт того, что вокзалы, в отличие от аэропортов, находятся в центре городов. То есть уже сейчас всех возможных пассажиров на близких дистанцих РЖД у авиации уже отобрала и новым взяться неоткуда. Разве что средняя скорость не экспериментальных, а серийных поездов резко возрастёт до 500 км в час (что вряд ли произойдёт в обозримом будущем) или же резко упадут цены на билеты (что ещё менее вероятно).

При этом авиация свои возможности развития ещё отнюдь не исчерпала - причём, именно в сегменте, где до сих пор безраздельно господствовал наземный транспорт. Речь о региональных перевозках. Они только начинают восстанавливаться. Сдерживает их развитие отсутствие недорогого и неприхотливого самолёта (вроде Ил-114, а также преемника кукурузника Ан-2) и неразвитость аэропортовой инфраструктуры. Обе эти проблемы, хоть и не самыми быстрыми темпами, но всё же решаются. По самым пессимистичным прогнозам, в ближайшие 15 лет объёмы авиаперевозок в нашей страны вырастут в полтора раза. Во многом - за счёт железных дорог.

Авиарейсы, Потребитель, Маршруты, Авиакомпании, Деньги, Бизнес, Маркетинг, Статистика, Цены

Previous post Next post
Up