Почему отечественные авиакомпании регистрируют самолёты на Бермудах

Jul 19, 2015 13:39


Разлетелось по уютным бложикам возмущение - российские авиакомпании едва ли не в полном составе обманывают государство. Первоисточник указывать не буду, кому интересно - может найти сам. Но статеечку опубликовали даже некоторые СМИ (без указания автора). Смысл в том, что (о какое открытие!) отечественные перевозчики предпочитают регистрировать свою технику на Бермудах. Это действительно так. Но можно ли считать это жульничеством и надувательством? Давайте разбираться.

Причина первая (она самая очевидная, и в статье указана) - лизинг, то есть аренда. Часто авиакомпании берут самолёты не в собственность, а напрокат. Соответственно, регистрация воздушных судов не меняется. За свою жизнь лайнер может поработать в 10 странах, и это считается нормальным. Помните разбившийся два года назад в аэропорту Казани "Боинг"? За 23 года своей жизни он летал последовательно во Франции, Уганде, Бразилии, Румынии, Болгарии и затем попал в Россию. История вполне типичная.
Причина вторая - налоги. В оригинальной статье о них тоже упоминается, но вскользь, поэтому я остановлюсь на ней подробнее.  Российская регистрация естественно подраздумевает под собой ввоз самолёта в страну. Ставка таможенной пошлины на самые популярные самолёты, на которые приходится 90+% пассажиропотока, составляет 20%. Ещё 18% - таможенный НДС. НДС, правда, можно вернуть, но на практике с этим возникают сложности. В любом случае для его уплаты приходится на долгое время изымать из оборота живые деньги. То есть стоимость купленного за границей лайнера при его ввозе в страну вырастает едва ли не наполовину. На цене билетов это тоже должно отразиться и, как вы понимаете, явно не в сторону снижения.

Бермуды и Ирландия в качестве страны регистрации выбираются не только из-за низких налогов или особого удобства. С этими государствами у России заключено соглашения о поддержании лётной годности. То есть мы признаём, что техническое обслуживание, которое проводится в этих странах, соответствует нашим стандартам. Зачем это делается и почему вообще возникла такая ситуация?

Дело в том, что когда писался Таможенный кодекс, в основе лежала идея защиты отечественного авиапрома. Предполагалось, что российские авиаперевозчики будут отдавать предпочтение отечественным же самолётам. Так оно до поры и было, однако массовое прекращение производства новых машин в 90-х уже в нулевые привело к тому, что страна встала перед выбором: либо как-то выкручиваться и покупать иностранное, либо прекращать летать. Выбрали первое - как меру временную. Возродить авиапром в сжатые сроки не получилось (да это и не было возможным). Поэтому сейчас мы имеем то, что имеем. Переписывать кодекс сейчас - большого смысла уже нет. На подходе МС-21, который станет основой отечественного авиапарка, постепенно вытесняя Боинги-737 и Айрбасы-320 (сейчас они занимают нишу самых массовых самолётов, и не только в нашей стране). Суперджеты уже летают. На более крупные самолёты (300 кресел и более), производство которых сами мы освоим, дай Бог, если через 10 лет, пошлина нулевая.

И если посмотреть на самолёты отечественного производства, то можно заметить, что они зарегистрированы в России. Вот примеры.  У всех ближе к хвосту можно увидеть регистрационные номера, которые начинаются на RA - это код нашей страны. Ту-204 авиакомпании "Ред Вингс".


Сухой Суперджет "Аэрофлота"



И Як-42 "Грозный-авиа"



Статистика, Потребитель, Авиакомпании, Деньги, Бизнес

Previous post Next post
Up