Nov 17, 2015 21:47
С дошкольным образованием мы тоже прошли несколько этапов. Сначала я решила, что не гожусь на роль учителя своему ребенку, и Никита начал ходить на групповые занятия, где учили буквы, цифры и тд. Тогда я еще не капала глубоко и не понимала, что этот вариант моему ребенку не подходит. Никита приходил, все занятие ждал перемены (потому что основной ценностью этих занятий для него была возможность побегать с другими ребятами), не успевал улавливать материал и уходил с пустой головой. Потом было решено найти индивидуального педагога. Не профессионального, а просто няню, которая взяла бы на себя задачу потихоньку вводить школьные знания. Но этот вариант тоже быстро отпал по ряду причин.
Вот так я поняла, что убежать не получится и надо заниматься с сыном самой, не спихивая ответственность на других.
Я заказала книги, пособия. Начала учить сначала себя: выбрала некую методику, организовала регулярные занятия. Но быстро разочаровалась. Потому что детей трое, спокойно заниматься младшие не дают. Никита усваивает все медленно и меня это злит. Терпения не хватает объяснять по сто раз, учитывая что я всегда училась хорошо и учеба давалась легко. Никита тоже в ответ психовал от любой неудачи. Слезы, нервы, урок сорван. И вот в один из дней, когда в очередной раз я никак не могла призвать сына к порядку и вниманию, урок был сорван, я расстроилась... И села думать что я делаю не так.
За 5 лет общения со старшим сыном, я заметила, что конфликты часто вызываются именно каким-то стереотипным и неверным мышлением родителей. Поэтому начинать надо с себя. Я осознала, что несмотря на то, что я поддерживаю идею об индивидуальное темпе развития детей, о том, что в современном обществе человек не может не научиться читать и писать, что домашнее образование как раз таки позволяет дать ребенку свободу и обеспечить нужный темп и объем информации, но по сути создала школу на дому, когда есть время урока, задания, правильно/ не правильно и прочие "прелести" стандартной школы. А в чем тогда смысл? Я точно также подгоняла его, требовала сидеть ровно и внимательно следить за уроком, я сама выбирала чем и когда мы займемся, и вместо укрепления самооценки, опускала ее еще ниже. Ведь даже если я не ставлю двойки в дневник, он чувствует и видит что мама недовольна, что у него не получается.
Поэтому я задала себе несколько вопросов: "Передо мной стоит задача подготовить его к школе?" - "Нет"...
"Мне нужно, чтобы он читал к 6-7 годам?" - "Нет"
"Мне нужно, чтобы его обучение соответствовало рамкам, установленным министерством образования или кем-то еще?" - "Нет"
"Тогда какая задача стоит передо мной?"... Оказалось, надо сформулировать цель, что и зачем я делаю.
"Я хочу, чтобы Никита потихоньку втягивался в процесс обучения. Чтобы он учился нести ответственность. Чтобы он не терял тягу к познанию, свойственную детям. Чтобы учеба была в радость, а не "потому что надо". И чтобы в его режиме дня было что-то еще, помимо игр и гуляний во дворе".
Это был ответ. Я поняла, что у меня нет задачи вложить в него определенный объем знаний, равный трем книгам.
Мне не важно сколько и когда он выучит. Но важно, чтобы он это сделал сам и чтобы он учился нести ответственность за свое обучение.
На следующий день, я посадила Никиту перед собой и сказала, что у нас новые правила. Поскольку я в школе уже училась, то мне все эти занятия не нужны. Они нужны ему и он взрослый парень, поэтому я ему доверяю. "Отныне ты сам решаешь заниматься тебе или нет. Сколько заниматься и когда. Но! без занятий ты не идешь гулять. Можешь играть дома, рисовать, делать что хочешь, но без улицы с друзьями. Когда хочешь заниматься, берешь свои книги, приносишь мне, я объясняю задание и ты делаешь. Всегда можешь обратиться за помощью, но это твои уроки". С этого момента я действительно выдавала задания и потом проверяла результат. В интернете увидела "метод зеленой ручки". Когда мама (учитель) не ошибки исправляет и зачеркивает, а выделяет зеленым то, что ребенку удалось лучше всего. Например самую аккуратно написаную букву, правильно решенный пример и тд. Никите этот метод очень понравился. Слышать, что у тебя получилось гораздо приятнее, чем выслушивать, что тут не ровно, тут не правильно. Акцент на позитиве и урок заканчивается позитивом " Ура! Я смог!". К моему удивлению, заниматься в таком формате Никите понравилось даже больше, чем со мной. Да и успехов стало больше. То ли ответственность порождает внимание, то ли подсказать некому и приходиться самому решать. Но один он делал даже то, что я не могла ему объяснить долгое время. С того момента он стал говорить: "Я буду заниматься сам!". А я не трачу нервы, время и мне легче хвалить за удачи и сохранять позитив, когда вместо того чтобы скакать над ним, объясняя одно и тоже, я сижу с младшим ребенком, или читаю, отдыхаю одним словом.
Но и это не было окончательным вариантом. Надо сказать, что суть домашнего обучения как раз в том, что это постоянный процесс поиска идеального варианта. Меняется время, меняются наши взгляды, меняется наша занятость и процесс получения образования подстраивается под ритм семьи. Родители учатся вместе с ребенком. Какое-то время Никита успешно занимался самостоятельно. Но толку от этих занятий было не много. Он старательно выполнял упражнения, но несколько дней болезни и передо мной чистый лист, то есть ребенок, который снова ничего не помнит, не знает и не умеет. И я поняла, что видимо он не созрел, не дорос, не сформировались какие-то структуры мозга. В слепом заучивании я смысла не вижу. Можно и зайца научить курить, и ребенка символы различать. Но есть ли в этом смысл? Ведь суть образования в глубинном понимании процессов, явлений, событий. А для этого , во-первых, нужна мотивация, интерес. Во-вторых, ребенок должен быть банально готов усваивать информацию. И это не зависит от тренировок, это в большей степени физиология и психология.
Осознав это, я оставила ребенка в покое.
В 5 лет у него есть более важные задачи. Например научиться фантазировать, свободно играть, общаться с друзьями, испытывать весь спектр эмоций и как можно чаще! Ведь именно в возрасте 4-7 лет идет формирование эмоционального интеллекта. Книжки, прописи, тетрадки и прочие учебные материалы лежат всегда в доступном для Никиты месте. Но брать их в руки или нет решает только он. Иногда он и правда берет обычную тетрадь и просто пишет там те буквы, которые знает. Или просит меня продиктовать ему слово. Это может быть “урок” на 10 минут, но строго по его инициативе. И даже сецкции сейчас нацелены больше на общение, на развлечения, на интерес. А не на штудирование книг и развитие интеллекта. Хотя я отнюдь не против серьезных секций.
Пока у нас так, что будет дальше - покажет время)
дети,
Никита,
СО_Никита,
семейное образование