Sep 15, 2015 21:42
К идее домашнего образования меня подтолкнули сразу несколько факторов. Во-первых, школа нам не удобна. Хоть и встаем мы рано, но утро в нашей семье очень медленное, размеренное. И если вдруг утром приходится бегом-бегом всех собирать, то весь день потом разбитый и с плохим настроением. Да и вообще наша семья не любит расписаний, графиков... Меня угнетала мысль, что скоро Никита пойдет в школу и мы вынуждены будем подстраивать свои путешествия под его каникулы. Вторым фактором стали психо-физиологические особенности Никиты. Страшно я написала как-то. Нет, у Никиты все в порядке, но по складу характера, темпераменту он медлительный. Не просто медлительный в движениях, а медлительный во всем. Медленно ест, одевается, учится новому и даже бегает с замедлением. Если мы посмотрим на школу как некую систему, то становится ясно, что комфортно в ней учиться и развиваться детям, которые под эту систему "подходят". То есть усваивают информацию в нужном темпе, вписываются в большинство рамок, правил и норм развития.
Все таки школа - это некий усредненный вариант.
Если ребенок усваивает уроки быстрее и лучше некоего среднего показателя, то ему скучно в школе, нагрузка оказывается недостаточной. Многие родители таких детей говорят, что с началом школьного обучения, ребенок начал лениться, расслабился, потерял интерес к учебе Школа оказалась неспособной утолить жажду познания, так еще и вечно стремится всех уровнять: хочешь не хочешь, а решать уравнения мы будем положенное по программе количество часов, даже если ты давно все понял. Если же ребенок, наоборот, учится скачками, медленно, новая информация долго усваивается, или для понимания необходим особый подход, то нагрузка в школе становится непосильной. И это гораздо хуже на мой взгляд. Знания не успевают разложиться по полочкам и недопонимание растет, вызывает стресс (как у ребенка, так и у родителей надо сказать), злость и разочарование, что ты вечно в числе отстающих.
Дети разные, и что для одного пройдет практически незаметно, для другого может стать огромной проблемой, порождающей за собой все новые и новые сложности. Объем пробелов и негативных оценок будет расти, и к пятому классу в сознании учителей такой ребенок будет носить ярлык "отстающий троечник". Изменить отношение учителей к себе, да и самооценку поднять, 11-летнему ребенку не так то просто. Вспомните хотя бы свою школу. Есть ли среди ваших одноклассников примеры, что троечник вдруг стал отличником? У меня таких примеров нет. Помню на многих ребятах "поставили крест" еще в начальной школе: "Да что с него взять, не хочет, не старается, не успевает... Троечник!". Эти ребята так и закончили школу с тройками. Но оценки не так важны, как то, что у них не было интереса к обучению. Как-то на тройку сдали, списали и отлично, большего и не надо. И единичные случаи были, когда, например, по русскому тройка, а по математике 5. Обычно "молва о троечнике" гуляла по школе и изначальное отношение учителей не давало проявить себя. Низкая самооценка - ещё одно качество, которое ставит под сомнение комфортное обучение Никиты в обычной школе. Он не бойкий, не смелый, не уверенный. Он не скажет, что не понял, не успел. Вместо этого промолчит и будет кивать. Я вполне адекватно (как мне кажется) оцениваю своего ребенка, вижу сильные и слабые стороны. И понимаю, что с таким набором ему без школы будет лучше, чем с ней (по крайней мере первые годы, пока он не окрепнет психологически). И в -третьих, я вижу несколько значительных минусов современной системы образования. Но это вопрос вкуса, целей, жизненных позиций и так далее. Тема спорная. Но что точно, на мой взгляд, не стоит делать, так это отдавать ребенка в школу по принципу "я сама ходила и нормальной выросла", или "все дети в 7 лет должны идти в школу", или, что еще хуже, "ничего, все ходят и он пусть идет, ишь ты! Характер у него с особенностями!".
Мне кажется родители должны смотреть на своего конкретного ребенка, на условия своей жизни, понимать какие цели они ставят и способствует ли выбранная школа их достижению.
И делать осознанный выбор. А не потому что принято и положено. Еще раз: не школа плохая, нет вообще понятий "плохой, виноват, жизнь испортили". Но не все под силу учителям. Даже очень хорошие педагоги вынуждены встраиваться в систему. У них нет свободы. Они бы и рады сделать обучение интересным, увлекательным, индивидуальным. Но у них планы, методички, ЕГЭ, отчеты... Система - это всегда усредненный вариант. Надо это понимать и оценивать. Благо сегодня есть уйма альтернативных вариантов, если вдруг вы видите, что ваш ребенок или ваши жизненные принципы, ориентиры и установки не очень в эту систему вписываются.
С такими размышлениями я подошла к теме ДО. Начала изучать вопрос и поняла, что это очень сложная тема. Множество нюансов, бюрократии, вариантов обучения... Поначалу вопросов было больше, чем ответов. Я решила действовать поступательно и заодно делиться своим опытом шаг за шагом.
дети,
Никита,
СО_Никита,
семейное образование