Краевед Владимир Трусов. Часть первая.

Jan 24, 2021 21:42

Доклад был прочитан на седьмых Новоуральских краеведческих чтениях (октябрь 2020 года)

Никогда не знаешь точно, что послужит отправной точкой для журналистского материала, или же, для доклада на краеведческих чтениях. Впрочем, начало этой истории можно обозначить довольно точно. В декабре 2017 года по чернобыльской путевке я отдыхал в санатории «Нижние Серги», который расположен близ одноименного города на реке Серга.




на фото: Санаторий Нижние Серги

И оказалось, что здешняя земля просто напитана легендами и преданиями о днях минувших. А исторические факты и вымыслы перемешаны столь сильно, что даже при тщательном изучении сложно отделить одно от другого.

А может быть все началось немного раньше? Благодаря Элле Анатольевне и библиотечному фонду книгообмена осенью того же 2017 года я стал обладателем довольно редкой для времен социализма книги «Каменный пояс» Евгения Федорова. По крайней мере в юности, чтобы прочитать эту книгу, мне пришлось стоять в очереди в библиотеке среди таких же страждущих.

И если тогда «Каменный пояс» я проглотил залпом, то теперь, в зрелом возрасте я читал уже вдумчиво, отмечая нестыковки, некоторую поспешность автора, непрописанные характеры и неоконченные сюжеты произведения, а то и вовсе откровенную ложь и клевету на отдельные исторические личности. В частности, речь идет о Никите Никитовиче Демидове - младшем сыне Никиты Демидовича Антюфьева, позже ставшего известным как Никита Демидов, основатель династии Демидовых.

По возвращении из санатория я опубликовал в двух номерах «Нашей городской газеты» в январе 2018 года материал «Нижнесергинская земля».



на фото: фрагмент статьи

Вот что я писал в главке «Незаслуженно оболганный»:

«Образ же Никиты Никитича Демидова вообще вызывает оторопь. Совершеннейший самодур, мстительный, жестокий, с детства увлекавшийся уничтожением собак и кошек, чрезвычайно болезненный, к моменту смерти отца (в 1725 году) уже полупарализованный, заводом не интересовавшийся совсем и употреблявший алкоголь в огромных количествах…



на фото: Невьянская башня

По версии Федорова, когда в Невьянск из столицы прибыл по доносу проверяющий, это именно Никита Никитич спустил пруд в подземелье Невьянской башни и затопил все следы незаконной отливки серебряных рублей, а заодно и всех, кто находился там… Это именно Никита Никитич устроил потехи ради венчание дворовой девки с телом погибшего в шахте забойщика.

Младшему сыну основателя династии Демидовых в исторической литературе уделяется гораздо меньше внимания, чем он того заслуживает. Да к тому же трактовка его личности неоднозначна. Между тем исторические факты говорят о том, что как промышленник Никита Никитич вполне состоялся еще в Калужском уезде. … Уже тогда Никита Никитич выпускал железо различных сортов и изделия бытового назначения, хорошо разбирался в производстве и экономике, позже работал на государство в Берг-коллегии в должности цегентнера (собирателя налогов).

Только через пять лет после смерти отца, в 1730 году, он получает разрешение на строительство Шайтанского завода (ныне Первоуральск). С этого момента начинается его вторжение на Урал. В 1743-44 годах он строит Верхнесергинский и Нижнесергинский заводы. В 1751 году покупает Каслинский завод, в 1757 строит и запускает Кыштымский завод. В общей сложности младший сын основателя династии приобрел или построил одиннадцать заводов. Смог бы сделать это алкоголик и полупарализованный самодур?».

К слову, после публикаций в редакцию «НГГ» с благодарностью позвонили некоторые новоуральцы и поведали, что они родом из Нижних Серег, а также и то, что они по преданиям относят себя к гамаюнам, переселенцам из Ромодановской волости Калужской губернии.



на фото: Долина реки Серга

История создания Нижнесергинского завода, история Нижнесергинского курорта, удивительной красоты природа долины реки Серги, величественных скал и карстовых пещер заинтересовали меня и в течение двух последующих лет я скажем так, накапливал материал: читал, занимался поисками интересных документов, каких-то историй в Живом Журнале, на сайте Урадловед, систематизировал полученные сведения… Одним словом, готовился… К чему? Может быть к написанию книги?

По крайней мере, когда в 2019 году мне предложили чернобыльскую путевку в Крым, я поинтересовался, а существует ли возможность поехать в санаторий Нижние Серги? Такая путевка нашлась, и вновь - в декабре.


на фото:  санаторий Нижние Серги

Вот только в этот раз я ехал в санаторий подготовленным: взял с собой небольшой сканнер, диктофон, фотоаппарат, компьютер. Кроме этого я заручился рекомендациями от управляющего Горнозаводского управленческого округа Евгения Тиморгалиевича Каюмова к управляющему Западным управленческим округом Виталию Александровичу Вольфу, а уже Вольф порекомендовал главе Нижних Серег Валерию Васильевичу Еремееву оказать мне полное содействие в моих поисках, изысканиях и работе в архиве.

Надо сказать, что столь высокое покровительство помогло получить мне любые документы из архива. Более того, мне разрешили взять их с собой в санаторий. Таким образом мое пребывание в санатории выглядело следующим образом. До обеда я принимал назначенные врачом процедуры, а после обеда я встречался с людьми, записывал их рассказы, разбирал старые фотографии и архивные документы, сканировал, расшифровывал записи, одним словом, все глубже погружался в историю края.

И, естественно, я неоднократно посещал Нижнесергинский музей. С хранительницей музея Ларисой Дмитриевной Колмаковой у нас установились самые добрые отношения, мы подолгу беседовали обо всем.



на фото: Лариса Дмитриевна Колмакова

И вот как-то вечером, когда речь у нас зашла о несправедливом освещении в художественной литературе образа Никиты Никитича Демидова, Лариса Дмитриевна достала толстенький том в желтом переплете и посоветовала познакомиться с автором этой книги - Владимиром Александровичем Трусовым. Тем более, добавила Лариса Дмитриевна, что проживает он рядом с вами, в Первоуральске. Дело в том, что Трусов много времени проводит в ГАСО (Государственный архив Свердловской области), изучает материалы, относящиеся ко времени основания Первоуральска и окрестных территорий. То есть он фактически переводит документы двух-трех вековой давности в удобочитаемый вид. И оставила мне электронную почту краеведа из Первоуральска.

Из санатория я вернулся в канун Нового 2020 года.  Вскоре после новогодних праздников я написал по электронке сообщение Владимиру Александровичу, в котором высказал желание познакомиться с ним, а также приобрести его книги. Однако ответа от него я не дождался, а в начале февраля Лариса Дмитриевна сообщила мне, что Владимир Александрович Трусов 25 января 2020 года ушел из жизни.

В марте выяснилось, что в нашу жизнь вмешался коронавирус, и отныне все предстоящие мероприятия придется корректировать в зависимости от его распространения. А потому мои давно запланированные поездки в ГАСО пришлось отменить. Некоторые адресаты на мои посланные запросы не ответили, или же ответили неутешительно, работа над книгой застопорилась сама собой.

А 30 мая мне на электронную почту с адреса Владимира Трусова пришло письмо, в котором сообщалось о кончине краеведа. А также о том, что если у меня не пропало желание приобрести книги Трусова, то мне следует связаться с его сестрой Татьяной Александровной, и был оставлен номер мобильника.

Я конечно же позвонил по указанному телефону, и Татьяна Александровна, уточнив, какие именно книги меня интересуют, сообщила, что книги будут ждать меня по такому-то адресу в Первоуральске. На все мои вопросы о стоимости книг Татьяна Александровна отвечала, что книги мне отдают в качестве подарка. Уже на следующий день я выехал в Первоуральск за книгами Владимира Трусова, везя в качестве ответного презента свою книгу «Калиново. История в лицах».
К сожалению, с сестрой первоуральского краеведа встретиться мне не удалось, мне по ее поручению передали четыре увесистых тома (из пяти), объединенных общей темой - «Шайтанский завод Никиты Никитича Демидова». А теперь представьте, насколько уникальны и фактически бесценны книги, обладателем которых я стал.

Несмотря на то, что книги выдержали по меньшей мере три издания, это настоящие раритеты. Для справки. У меня первая книга - это третье издание, третья и четвертые книги - второе издание, а пятая книга - первое издание, второй книги, к сожалению, в наличие уже не было. Так вот тираж каждой книги каждого издания всего лишь тридцать экземпляров! Тридцать!

О наполнении книг я уже сказал. Это по сути расшифровка древних архивов, перевод их на современный русский язык и выстраивание документов, докладных, жалоб, ревизских сказок, переписных книг и прочих уникальных документов в единый хронологический ряд. Как я понимаю, Владимир Александрович практически ежедневно ездил в Екатеринбург, по много часов работал в государственном архиве, возвращался в Первоуральск, работал дома над своими записями, заносил результаты в компьютер, и вновь ехал работать в архив. С моей точки зрения Владимир Трусов совершил по-настоящему краеведческий подвиг.

Поэтому, когда было объявлено о проведении седьмых краеведческих чтениях, я решил посвятить свой доклад Владимиру Трусову. За помощью я обратился к его сестре - Татьяне Александровне.

(продолжение - во второй части)

Дмитрий Львович Никаноров

Читаем по теме:

Краевед Владимир Трусов. Часть первая. https://dmytrynikanorov.livejournal.com/70999.html

Краевед Владимир Трусов. Часть вторая. https://dmytrynikanorov.livejournal.com/71202.html

Первоуральск, Нижние Серги, 2020, Владимир Трусов, краеведение, Наша Городская Газета, Новоуральск

Previous post Next post
Up