Лавры Герострата

Jul 19, 2018 10:50

Опубликовано в "Нашей городской газете" №24 от 13 июня 2018 года



Житель древнегреческого города Эфеса Герострат сжег знаменитый храм Артемиды для того, чтобы имя его помнили потомки. И он получил-таки свою порцию пусть и позорной, но славы. Упоминание о Герострате стало крылатым, имя его - нарицательным, а выражение, вынесенное в заголовок статьи, стало означать славу, равную вечному позору. Лавры Герострата - это синоним постыдной известности человека, который прославился тем, что разрушил созданное другими.


На днях я получил информацию о выполнении рекомендаций согласительной комиссии по поправкам в бюджет НГО. Меня, естественно, интересовал вопрос об установке пятискульптурной композиции в Сквере Революции.

Напомню, как звучало мое предложение в сводном протоколе согласительной комиссии: "Проработать вопрос установки в Сквере Революции скульптурной композиции - памятника героям Гражданской войны". Предложение было принято.

Подчеркиваю, "проработать вопрос установки". Что это означает? С моей точки зрения, данная резолюция означает - разработка плана мероприятий и составление "дорожной карты" по восстановлению Сквера Революции и установке памятника на запроектированном месте.

Для этого после принятия решения на Согласительной комиссии необходимо было составить дефектные ведомости отдельно по Скверу Революции и отдельно по скульптурной композиции. Чтобы можно было качественно оценить фронт работ по пятискульптурной композиции, фрагменты памятника и разрозненные его части следовало перевезти в закрытое помещение и привлечь к этой работе бывшего главного художника города Владимира Ювинальевича Белоусова.

Почему Белоусова? Дело в том, что именно он стоял у истоков создания памятника. Именно он принимал непосредственное участие в отливке памятника в Челябинске-70. Именно он принимал участие в компоновке фигур памятника после отливки. Именно он лично занимался выколоткой знамени, расчетом ветровой нагрузки на знамя. Именно он занимался подбором гранитных камней для постамента, установкой и последующей компоновкой фигур на постаменте.

О необходимости участия Белоусова я писал не единожды и даже осенью прошлого года направил еще одно предложение в согласительную комиссию. Вот как оно звучало: "выделить финансирование на составление дефектной ведомости и проектно-сметной документации на реставрационные работы в Сквере Революции и составление проектно-сметной документации на восстановление пятискульптурной композиции". Это предложение тоже было принято, правда, его объединяли с первым предложением. Что, впрочем, вполне логично.

После составления дефектных ведомостей следовало обратиться к специалистам-сметчикам, для того чтобы получить хотя бы приблизительную сумму стоимости затрат на выполнение намеченных мероприятий.

После чего полученную цифру нужно было довести до сведения депутатов и уже тогда думать о том, где взять деньги.

Вместо реальных дел со мной вступили в длительную переписку. В течение семи месяцев, прошедших с моего первого обращения к главе НГО, в мой адрес поступали совершенно нелогичные и порой весьма странные отписки вроде того, что необходимо найти автора скульптуры, дабы спросить у него разрешение на установку памятника в сквере. То есть для того, чтобы выбросить памятник на задворки УГХ, где он провалялся без малого тридцать лет, мнение скульптора не спрашивали, а вот чтобы восстановить его...

Хочу вам сказать, что адрес скульптора ищут начиная аж с 2012 года, когда подобная формулировка впервые прозвучала в качестве аргументированного отказа в восстановлении памятника. Я, кстати, родных скульптора Виктора Сергеевича Новикова нашел элементарно, достаточно было запросить поисковик в Интернете.

Затем чиновники администрации долго не могли найти документацию в комитете архитектуры и писали мне об этом. Позже подключили общественников. Не знаю уж, что им там наговорили, только ветераны-активисты почему-то посчитали восстановление памятника нецелесообразным.

Напоследок собрали совещание при заместителе главы по социальным вопросам Константине Николаевиче Кутыреве. И это совещание принимает окончательное решение о нецелесообразности восстановления и установки памятника в Сквере Революции. Так и хочется назвать это совещание особым.

Поскольку глава города в своем последнем ответе ссылался, во-первых, на решение Общественной палаты (о нецелесообразности восстановления памятника), а во-вторых, на особое совещание, я запросил у Александра Борисовича копии протоколов указанных мероприятий. Ответ получил, когда уже истекли все сроки. Очередной ответ в очередной раз позабавил меня. Не было приведено ни одного аргумента «за» или «против» восстановления памятника, ни одной цифры, ни одного протокола, ни состава участников совещания и заседания, ни одного текста выступлений. Очередная отписка.

Но давайте подумаем, какой статус имеет совещание, которое проводил зам. главы по соцполитике? Насколько весомо данное мероприятие? И вот тут оказывается, что результаты обсуждения при господине Кутыреве носят не более чем рекомендательный характер. По крайней мере, в сравнении с решением двух депутатских комиссий выводы данного органа не имеют ни малейшего значения.

Депутаты, напоминаю, не ставили вопрос о целесообразности или нецелесообразности восстановления памятника. Депутаты, повторяю, ставили вопрос о проработке установки пятискульптурной композиции. Значит, администрация и должна была проработать вопрос установки памятника и приведения Сквера Революции в порядок.

Но особое совещание не только высказалось о нецелесообразности установки памятника на запроектированном месте. Особое совещание еще и выдало ценное указание. Так, муниципальному музею рекомендовано проработать вопрос о возможном использовании фигур скульптурной композиции в оформлении территории музея.

Для понимания. Выбор места для памятника, создание и установка самой скульптурной группы - это совместная работа архитекторов и скульпторов. Именно поэтому ленинградские и наши архитекторы, планируя возведение нового микрорайона в Привокзальном районе, учитывали намерение руководства города и комбината установить памятник. Скульптурная группа должна была играть центростремительную роль, приковывать к себе внимание. А на равноудаленном расстоянии возвышались бы многоэтажные здания.

Именно поэтому и скульпторы при создании памятника учитывали ландшафтные особенности Привокзального района, простор и разноэтажную застройку. Именно для того, чтобы памятник идеально вписался в окружающий ландшафт, он и приобрел столь значительные размеры. О том, что получается, когда нет совместной работы архитекторов и скульпторов, прекрасно видно на примере памятника создателям центрифуги.

При дальнейшей разработке проекта для расчета безопасных параметров фундамента были проведены геологические изыскания, потребовался перенос канализационного трубопровода, перенос линий электропередач и новый монтаж электроосвещения, значительные земляные и ландшафтные работы.

Кто-нибудь из участников особого совещания понимает, что установка памятника в новом месте потребует тех же самых мероприятий, что и были проведены при определении места установки в Сквере Революции? А именно: установку памятника на территории музея необходимо согласовать с МУП "Электросети", с МУП "Водоканал", с МУП "Теплосети". По сути, это означает разработку совершенно нового проекта и, с учетом размеров памятника, создание совершенно нового ландшафта. Что потребует совершенно иной, более высокий порядок финансирования.

Известно ли господину Кутыреву, что через территорию музея под землей проложен магистральный трубопровод теплоснабжения? Его что, будут переносить? Кто будет проводить геологические изыскания? Музею поручено выполнить работу фактически проектного института, коллектива архитекторов, ландшафтных дизайнеров и специалистов многих коммунальных служб. Впрочем, что это я? Можно ведь пригласить того же Грюнберга, который выполнит любой каприз за ваши деньги.
В завершение хотелось бы сказать, что по-прежнему буду настаивать на восстановлении памятника в Сквере Революции. Для этого организую подписную кампанию. Для этого я вновь подготовлю в адрес главы очередной депутатский запрос. Копию которого я непременно направлю Президенту топливной компании «ТВЭЛ» Наталье Владимировне Никипеловой. Почему Президенту топливной компании?

Дело в том, что в 1987 году без одобрения руководства комбината в городе ничего не делалось. И решение о создании памятника героям Гражданской войны - это, в первую очередь, решение руководства Уральского электрохимического комбината. Полагаю, что нынешних руководителей отрасли заинтересует тот факт, что в создании памятника активное участие принимали два предприятия Минсредмаша. Это Уральский электрохимкомбинат (Новоуральск) и его директора Андрей Иосифович Савчук и Виталий Федорович Корнилов. Это и Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики в Челябинске-70, где отливали пятискульптурную композицию, и директор этого предприятия Георгий Павлович Ломинский.

Установка памятника - это вклад в копилку памяти добрых дел легендарных директоров. Приняв участие в восстановлении памятника, Росатом, и ТВЭЛ в особенности, ярко продемонстрируют преемственность традиций Минсредмаша.

Как стало известно на днях, наш город в 2018 году получает дополнительные серьезные деньги порядка 300-350 миллионов рублей (возврат части налогов от предприятий Росатома - консолидированная группа налогоплательщиков).  На приведение в порядок Сквера Революции и на восстановление и установку памятника, по предварительным прикидкам, потребуется около 4-5 миллионов рублей, что составляет не более полутора процентов КГНовских - незапланированных, подчеркнем, денег. Полагаю, что руководители отрасли воспользуются прекрасной возможностью оставить добрую память не только о прежних руководителях комбината, но и о себе.

Что касается остальных... Памятник уже имеет удивительную историю. И как всякая ценная вещь, за прошедшие тридцать лет он оброс и продолжает прирастать легендами. Так давайте не создавать еще одну - о новоуральских геростратах.

Лавры Герострата - это слава постыдная...

Дмитрий НИКАНОРОВ, депутат Думы НГО

Читаем по теме:

"Эхо гражданской войны" Часть 1. https://dmytrynikanorov.livejournal.com/47182.html

"Эхо гражданской войны" Часть 2. https://dmytrynikanorov.livejournal.com/47455.html

"Эхо гражданской войны" Часть 3. https://dmytrynikanorov.livejournal.com/47861.html

"О профессионализме, мемориале и целесообразности" Часть 1. https://dmytrynikanorov.livejournal.com/54960.html

"О профессионализме, мемориале и целесообразности" Часть 2. https://dmytrynikanorov.livejournal.com/55135.html

"О профессионализме, мемориале и целесообразности" Часть 3. https://dmytrynikanorov.livejournal.com/55402.html

"О профессионализме, мемориале и целесообразности" Часть 4. https://dmytrynikanorov.livejournal.com/55759.html

"Лавры Герострата" https://dmytrynikanorov.livejournal.com/55868.html

" К юбилею города и комбината" https://dmytrynikanorov.livejournal.com/67433.html#t65641

Трибуна депутата, Гражданская война, Администрация НГО, Снежинск, памятник, 2018, Владимир Ювинальевич Белоусов, ПУБЛИКАЦИИ, Александр Борисович Баранов, журналистское расследование, Дума НГО, Виктор Сергеевич Новиков, Новоуральск, Наша Городская Газета

Previous post Next post
Up