Опубликовано в "НГГ" в апреле 2006 года
на фото: по дороге в Зеленый Мыс
Новоуральский КВН в Чернобыле
В январе 1988 года я был на межвахтовом отдыхе в Новоуральске и по давней традиции зашел к ребятам в комитет комсомола УЭХК. В незамысловатом трепе промелькнула фраза, дескать, команда КВН комбината и большая группа комсомольского актива собираются в январе-феврале в Киев по путевке дней на пять-семь, так что встречай. Тогда-то и возникла мысль пригласить ребят к себе в вахтовый поселок Зеленый Мыс. Идею поддержали секретарь комитета комсомола УЭХК Александр Климкин и его зам Сергей Киргизов.
В мою задачу входило - договорится о выступлении перед вахтовиками, организовать транспорт из Киева в Зеленый Мыс и обратно, обеспечить питание команде, подготовить рекламные щиты и прочее. Вот ведь были благословенные времена! Все это было сделано без особых хлопот через комитет комсомола Чернобыльской АЭС.
Конечно, во всей этой затее была доля некоего авантюризма, безрассудности что ли, ведь ребята должны были выступать в поселке вахтовиков, зона-то всего в ста метрах, да и «грязи» дозики находили в «Зеленом Мысу», в том числе и на постельном белье, немало. Но зато и сцена была знаменитой - на этой сцене отметились многие звезды того времени, о чем страна знала из репортажей из Чернобыля. К слову, никто из ребят не отказался, как отказывались некогда уже другие звезды, о чем также сообщалось в прессе, но уже несколько позже и с негодованием.
Оставила свой след на земле Чернобыля и примадонна советской эстрады. Кстати, ходили слухи, что Алла Борисовна после знаменитой певческой командировки правдами, а скорее всего, неправдами выбила себе первую группу инвалидности по Чернобылю и получала ежемесячно (и годами) просто-таки неприлично «резиновые» деньги. Что, в свою очередь, явилось основанием для Александра Починка, бывшего в начале двухтысячных главным налоговиком России, добиться от правительства значительного снижения пенсии по инвалидности для всех ликвидаторов-инвалидов России. И об этом тоже писали центральные СМИ. Так что концерт «участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС А.Б. Пугачевой» в Чернобыле вышел боком для многих настоящих ликвидаторов.
Дорога из Киева в Зеленый Мыс мне хорошо знакома - каждые пятнадцать дней я езжу по ней на вахту или с вахты, и мое восприятие несколько притупилось. Но мне было очень интересно наблюдать, как менялось настроение ребят.
Помнил свое ощущение при первом посещении Зоны: осознание масштабности, и может быть неуместное слово, величественности катастрофы, ничтожности человека, как вида, безысходность и безнадежность, и в то же время - сильнейший интерес, какое-то возбуждение, азарт - что там впереди?
Подобное состояние испытывает почти каждый при первой встрече с Зоной. Но в ту поездку я стал свидетелем, как подобный спектр переживаний охватил весь автобус. Поездка обещала быть приятной, в автобусе, как всегда случается, когда едут хорошо знакомые, с изрядным чувством юмора люди, было весело. До первого ПУСО (пункт санитарной обработки), до Иванково.
Вечерело (зимний день короток), тоскливые пейзажи пустых, не выселенных, а именно пустых, безлюдных (ни огонька, ни лая собаки) украинских сел. Помню, как меня поразили в первый раз ухоженные богатые украинские села. Уже в то время они выглядели так, как сегодня на Урале выглядят коттеджные поселки - двух-трехэтажные домины, кирпичные и кованые ограды, асфальтированные дорожки, огромные участки и прекрасные ухоженные сады. И вот это все великолепие - пустое! По краям дороги - знаки радиационной опасности, плакаты «Обочина заражена. Съезд запрещен».
Ни бугорка, ни холмика, насколько хватает глаз - чуть припорошенная снегом земля, изредка перелески, унылый серый пейзаж - Полесье тянулось по обеим сторонам дороги.
Автобус наш мягкий и уютный, бодро катил по абсолютно пустой трассе, и оттого еще сильнее казался, пусть ненадежным, хрупким, но оплотом цивилизации. Гомон, веселье стихали постепенно, минут через двадцать после Иванково уже перестали толкать друг друга локтями, показывая на мрачные приметы разыгравшейся неподалеку трагедии, уткнулись в окна, думали свои думы: о жизни и смерти, о бренности земного существования, о суете и тщете наших начинаний, стремлений.
И вот, наконец «Зеленый Мыс». Проход в вахтовый поселок через установку «Русь» (датчики проверяют радиоактивное загрязнение ладоней, локтей, груди, живота, паховой области и так далее). Однако мы - в цивильном, а значит не со станции, и милиционеры проверяют нас по списку и пропускают просто так. Вахта еще не прибыла, и поэтому в поселке - пусто. Я провожу экскурсию, начиная со столовой. Гости разочарованы отсутствием меню (питание комплексное), но очарованы размерами порций, качеством приготовления пищи и огромными витаминными столами.
После ужина - ознакомление с территорией, буфетом, клубом. Все здания - это строительные модули из Германии. Все высококачественное, современное, двери закрываются легко, из окон не дует. Механизм открытия окон такой же, какой спустя почти двадцать лет, то есть сегодня будет рекламироваться как верх дизайнерской и конструкторской мысли. Одноэтажные общаги с комнатами на двух-трех человек называются «Бранденбурги», двухэтажные дома с двухкомнатными квартирами - «Мастера». Даже бассейн, клуб и почта - все в том же стиле, что и жилые помещения.
И вот, наконец, клуб, где мы еще пару раз прогоняем на всякий случай несколько сценок. Запас для выступления у нас большой - несколько домашних заданий, тройка миниатюр, с пяток песен, в общем, достаточно для добротной часовой программы.
Зал постепенно заполняется мужиками в камуфляже, в форме студенческих стройотрядов. Изредка мелькают женские лица. Женщин в вахтовом поселке немного и они пользуются повышенным вниманием. Наши девочки - все красавицы, да еще в гражданке, в общем, праздник для вахтовиков, да и только.
Выступаем мы бесплатно, однако ж, народу не так много как на концерте у какой-нибудь звезды. И дело не в том, что наша команда рангом пониже (с этим еще можно было бы поспорить - хотя мы не профессиональные артисты, а технари, но и на наших выступлениях порой яблоку негде упасть). Беда в том, что рекламные объявления разместили не в самых удачных местах, и народ просто не знал о нашем выступлении. И все равно, встречали нас очень хорошо, каждый номер заканчивался шквалом аплодисментов.
В десять вечера мы выехали в Киев, а в полночь уже были в гостинице. Снимать стресс мы начали еще в дороге, а в гостинице он отпустил ребят окончательно.
Через вахту я привез в комитет комсомола УЭХК почетную грамоту от комитета комсомола ЧАЭС с благодарностью за выступление команды КВН УЭХК. Где сейчас эта грамота, не знаю, хотя полагаю, ей место в комбинатовском музее, или, по крайней мере, в нынешней экспозиции муниципального музея. Может быть, она все-таки не утеряна?
Дмитрий НИКАНОРОВ, НСХЦ на Чернобыльской АЭС с 1987 по 1994 годы
ЧИТАЕМ ПО ТЕМЕ:
ЧЕРНОБЫЛЬ 1. Добровольцы -
http://dmytrynikanorov.livejournal.com/4238.htmlЧЕРНОБЫЛЬ 2. Новоуральский КВН в Чернобыле -
http://dmytrynikanorov.livejournal.com/4550.htmlЧЕРНОБЫЛЬ 4. Новоуральская диаспора в Чернобыле -
http://dmytrynikanorov.livejournal.com/5439.htmlЧЕРНОБЫЛЬ 7. Мы все под Чернобылем ходим 1 -
http://dmytrynikanorov.livejournal.com/5007.htmlЧЕРНОБЫЛЬ 8. Мы все под Чернобылем ходим 2 -
http://dmytrynikanorov.livejournal.com/5128.htmlЧЕРНОБЫЛЬ 9. Чернобыльские байки -
http://dmytrynikanorov.livejournal.com/6366.html ЧЕРНОБЫЛЬ 10. "Город на беде" - поэтическая зарисовка -
http://dmytrynikanorov.livejournal.com/7831.htmlЧЕРНОБЫЛЬ 11. Льготы -
http://dmytrynikanorov.livejournal.com/6417.html