Почему россияне не говорят по-английски

Nov 27, 2011 18:58


Большинство россиян начинает учить иностранный язык в четвертом классе, в возрасте 9-10 лет. В нашей стране язык преподается вплоть до одиннадцатого класса, а в университете ему отдается четыре семестра, т.е. два года (на некоторых специальностях пять лет). Итого, мы учимся говорить на другом языке в среднем от 9 до 10 (!) лет, а те дети, которые начали с первого класса - от 13 до 15 лет. Это не мало.
Если взять процент россиян, владеющих английским (4.8% согласно переписи 2002 года), то очень немногие выучили язык благодаря программе средней школы или университету, где иностранный язык не является профилирующей специальностью. Есть те кому помогли действительно талантливые, но требовательные школьные и университетские преподаватели, поездки за рубеж на учебу, курсы языка в родном городе и просто сильное желание и усидчивость.
Остальным посвящается этот пост.
Вот несколько основных причин, по которым изучение английского языка в школах и ВУЗах не является эффективным:
"В школе меня не научили!" или "Школьный учитель виноват!" самые обычные отговорки. Большинство людей часто перекладывает ответственность на школьного учителя... Хм, в общем-то правильно, но не только. Школьный курс покрывает бОльшую часть грамматики, основы лексики, практику чтения, устный и письменный переводы, пересказ. Люди учатся, получают пятерки, но после выпускных экзаменов помнят лишь несколько фраз вроде Hello, my name is... I live in Moskow. Moskow is the capital of Russia. После 7-ми то лет! Смешно и грустно.

1) Учителя не хотят преподавать. Встаньте на их место. Зарплата от 7 500 до 15 000. Зачем напрягаться  за гроши? Тут любую работу будешь выполнять не очень качественно. В частных школах, учитель - это друг. Он более лоялен, обращает внимание не на ошибки, а на успехи. И конечно, делает акцент на речь и способность общаться, а не пересказывать. Коммуникация - ключ к заветной цели.
2) Слишком большие группы. Эффективное обучение происходит в группе от 2 до 6 человек. Только тогда есть время доходчиво объяснить тему и уделить каждому внимание.
3) Действительно хорошие учебники изданий Кэмбриджа и Оксфорда стоят около 1.5 -2 тыс рублей за курс. Заниматься по ним интересно и увлекательно. Они действительно затрагивают ребят за живое. Вместо этого, по программе нам нужно знать назубок топики про Москву и Праздники в Англии, написанные зачастую российскими (!) профессорами.
4) Есть целый класс преподавателей, выпускников советских ВУЗов. В советское время ни о каких зарубежных стажировках и речи не было. У них так и осталось советское книжное произношение. Одной из таких я сдавал экзамен в университете. Это был кошмар.
5) Школьники и студенты не всегда осознают важность владения английским. Границы открыты, можно поехать в любую точку мира, но практически везде язык общения - английский. Я уже не говорю о перспективах в карьере. Потом, когда необходимость появляется - исчезает время.

Во время моей поездки в Голландию в 2005 году, за пять дней я столкнулся лишь с одним человеком не говорившим ни на каком языке, кроме голландского. Это было в сельской местности. В Марокко в 2007 я встретил 10-летнего мальчишку, говорящего свободно на пяти языках (арабский, французский, испанский, немецкий и английский). Мальчик жил с старом городе Фез и, по его словам, не ходил в школу. Я конечно не предлагаю бросить школу. Просто, неспособность говорить на иностранном языке - это не всегда вина школы, государства, и конкретного преподавателя.

В следующих постах, я расскажу как избавиться от страха допустить ошибку при разговоре и начать-таки говорить. А так же, о том, как оптимизировать процесс обучения. Расскажу какие есть международные тесты на знание английского и зачем они нужны. Порекомендую учебники для работы с преподавателем и для индивидуального обучения и многое другое.

Английский язык

Previous post Next post
Up