Завод Московского товарищества резиновой мануфактуры был построен в подмосковном селе Богородское на левом берегу Яузы. Сейчас это район Москвы, пусть не самый дальний, но станция метро только одна, и та находится на самом краю. В конце 19-го века с возникновением моды, да и потребности москвичей в дачах, местные крестьяне стали распродавать свои земли под дачное строительство, чему способствовала близость Сокольников и Лосиного острова.
Но побег москвичей из шумной пыльной Москвы сопровождался промышленным развитием Богородского. К началу 20-го века между главной улицей села и левым берегом Яузы сформировалась промышленная зона, поначалу состоявшая из ткацких фабрик. Расположенная здесь ткацкая фабрика «Джон Гутчесон и К» в 1887 году была приобретена Московским товариществом резиновой мануфактуры.
В 1888 году новый завод начал выпускать шланги, пожарные рукава, детские игрушки, ремни, кольца, разные галантерейные и хирургические предметы. С 1890 года здесь стали изготавливать резиновую обувь. Владельцами резиновой мануфактуры были крупные московские банкиры Л.С. Поляков, Б.А. Гивартовский, К.И. Редер.
2. Под расширение производства строились новые корпуса.
3. Которые надстраивались уже в советское время.
4.
5.
В 1905-1907 годы предприятие было охвачено промышленным кризисом, который был усугублён финансовым кризисом банков одного из основных владельцев Лазаря Полякова. В результате оно оказалось банкротом. В 1908 году Правительство на базе трёх ранее принадлежавших Полякову банков учредило Соединённый банк, председателем Правления которого стал представитель Министерства финансов граф В.С. Татищев. В 1910 году на базе старого предприятия Соединённым банком было организовано франко-русское акционерное общество «Богатырь», среди акционеров общества были крупные французские банки, императрица Александра Фёдоровна, Григорий Распутин, многие министры. Среди выпускаемой заводом продукции особенно славились галоши, которые с 1911 года производились по новейшей шведской технологии. Именно к 1911-му году относится строительство главного корпуса завода.
6. Автор проекта архитектор Густав Августович Гельрих.
7. В 2018-м проход на территорию был по пропускам, сейчас же доступ открыт и я воспользовался такой возможностью, чтобы посмотреть заводские корпуса с других ракурсов.
.
8.
9. Утром за шаурмой пусть небольшая, но очередь.
После революции, в 1918 году, предприятие национализировали и переименовали в Государственный завод резиновой промышленности № 2 «Богатырь». В 1923 году завод получил к своему прежнему названию добавку «Красный». С 1927 году организовано конвейерное производство, площадь завода существенно расширена, к складам на противоположном берегу Яузы по руслу прежнего ручья от Окружной железной дороги проложена железнодорожная ветка. В 1971 году завод был награждён орденом Ленина.
Вплоть до конца 1980-х годов предприятие процветало, производство расширялось, использовались новая техника, методы, материалы. Моделировались и выпускались разные виды резиновой обуви - ботинки мужские, женские и детские, сандалии, ботфорты для охоты и рыбалки. Продукция предприятия была широко известна в Советском Союзе и экспортировалась за рубеж в развивающиеся страны. При заводе работал магазин, продающий продукцию предприятия, Помню, ездили туда пару раз закупиться сапогами хорошего качества и по хорошей цене. Да и галоши на валенки здесь покупали. Но как раз на смене веков вместо резины в производстве сапог всё больше стали использовать ПВХ.
Немного деталей.
10. Стяжки. Между противоположными стенами протягивались стальные пруты, снаружи они стягивались гайками.
Своего рода шайбы под гайками имели у каждой компании свою, отличную от других форму, и служили отличительным знаком. Здесь они парные, такое встречается редко. Не так давно их подкрасили.
11. Считалось, что такое внушительное здание уже точно никуда не денется, поэтому в его стене разместили нивелирную марку.
12. А также репер.
13. Памятник заводчанам, погибшим во Вторую мировую.
В 1990-е производство стало стабильно сокращаться, а в середине 2000-х было полностью остановлено. 30 апреля 2004 года завод был окончательно закрыт, а последние рабочие (около 500 человек) были выставлены на улицу сменившейся в начале 2000-х администрацией завода. Чтобы руководить производством, обеспечивать его рентабельность, нужна высокая квалификация. Куда как проще оборудование сдать в металлолом, а площади сдавать в аренду под склады и офисы. Можно по разному относиться к "красным директорам", но те "эффективные менеджеры", которые пришли им на смену, никакого уважения не заслуживают.
Распоряжением Мосгорнаследия № 79 от 30 января 2014 года корпус, как образец промышленной архитектуры начала 20-го века, был признан исторически ценным градоформирующим объектом и внесен в Городской реестр недвижимого культурного наследия. Но уже 24 октября 2017 года здание исключено из перечня объектов, обладающих признаками культурного наследия.
Проект застройки территории завода существовал ещё в начале 2000-х, но решение о сносе завода и начале строительства на его месте жилого района принято городскими властями в феврале 2016-го года.
Осенью 2022 года стало известно, что Москомстройинвест выдал разрешение на застройку заводской территории в Богородском районе. Застройка не затронет здание главного корпуса завода, являющееся памятником архитектуры, и ещё несколько исторических зданий. Не знаю точно когда главному корпусу вернули охранный статус.
14. Сейчас в главном корпусе работает Московская ярмарка увлечений и хостел, популярный среди выходцев из Средней Азии.
15. Но лучше пусть уж хостел и офисы, чем вот так.