Абрамцево. Церковь Спаса Нерукотворного Образа

May 05, 2024 17:16

    Не знаю как вам, а мне больше нравятся церкви, расписанные профессиональными художниками, а также написанные ими иконы. В отличие от профессиональных иконописцев на иконах художников святые предстают живыми людьми, с эмоциями на лицах, в живых позах. Да и само здание церкви, проект которого выполнен художником интереснее. Именно такая церковь, построенная и оформленная при непосредственном участии художников, стоит в усадьбе Абрамцево. После революции церковь была передана музею, поэтому там всё неплохо сохранилось.




    «В 1880 году в Великую субботу речка Воря сильно разлилась, жители окрестных деревень были лишены возможности попасть через реку в ближайшую церковь и потому устремились в усадьбу, зная, что там будут служить заутреню. Абрамцевский дом переполнился массой молящихся. Тогда Савве Ивановичу пришла мысль в будущем помочь этому положению постройкой отдельной часовни… но до дела так и не дошло, - вспоминала участница Мамонтовского художественного кружка Н.В. Поленова. Где же были эти "ближайшие церкви"? Церковь была в соседнем селе Ахтырка и был ещё Покровский Хотьков монастырь, все они находятся на левом берегу Вори, а усадьба и сама деревня Абрамцево - на правом. Обитателям усадьбы было проще, у них была молельная комната.

2.


- В 1881 году была чудесная весна, опять служили заутреню в доме, съехались все друзья, и снова подняли вопрос о постройке. Но тут уже решили, что часовня мала по вместимости, и что надо строить маленькую церковь. Выбрали место в парке и решили поставить храм во имя Спаса Нерукотворного, по образцу старых русских соборов».

3.


Первоначальный проект церкви создал В.Д. Поленов. Прообразом для него послужил храм Спаса на Нередице (XII в.) под Новгородом. В поленовском проекте уже прослеживались основные черты будущей постройки. Глава храма покоилась на массивном барабане, венчая высокую четырехскатную кровлю. Вход-портал в главном, западном фасаде с изображением Спаса Нерукотворного был выполнен в виде звонницы. С восточной, алтарной стороны располагались три Апсиды. В северном фасаде художник предусмотрел два окна: тройное и небольшое полуовальное. По краям стен находились мощные подпорки-контрфорсы. Поленовский проект храма производил суровое и несколько тяжеловесное впечатление.
    Особую сложность представляло решение южного фасада, так как он просматривался от усадебного дома сквозь аллею парка и имел не меньшее значение, чем западный. Поленов оставил проект этого фасада незавершенным.
    Работу над проектом церкви продолжил В.М. Васнецов. «Я был увлечен Кремлем и московскими церквами, впоследствии - ярославскими и ростовскими», - признавался он позднее в письме к В.В. Стасову. Васнецов изменил пропорции постройки, увеличив высоту стен за счет кровли. Северный фасад, разработанный Поленовым, он перенес на место южного. Тем самым художник добился большего освещения интерьера храма и придал южному фасаду парадный вид. Васнецов внес изменения и в остальные фасады, сделав их более декоративными и живописными. Васнецовский храм приобрел пропорциональный, гармоничный облик и лучше соответствовал своему предназначению - небольшой усадебной церкви, вписанной в пейзаж абрамцевского парка.

4. Окно южного фасада.


5. Окно северного фасада.


В конце мая 1881 г. начались строительные работы. Васнецов вспоминал: «Все мы, художники - Поленов, Репин, я - сам Савва Иванович и семья его принялись за работу дружно, воодушевленно. Наши художественные помощницы - Елизавета Григорьевна… Елена Дмитриевна Поленова, Наталья Васильевна Поленова (тогда еще Якунчикова), Вера Алексеевна Репина - от нас не отставали. Мы чертили фасады, орнаменты, составляли рисунки, писали образа, а дамы наши вышивали хоругви, пелены и даже на лесах около церкви высекали по камню орнаменты, как настоящие каменотесы. Савва Иванович, как скульптор, тоже высекал по камню... Подъем энергии и художественного творчества был необыкновенный: работали все без устали, с соревнованием, бескорыстно…».

6.


К концу июля стены церкви были подведены под крышу. Декоративная отделка фасадов и интерьера потребовала дополнительного изучения средневекового русского искусства, и участники кружка предприняли поездки в Ростов, Ярославль и другие города. В течение лета храм был украшен резным орнаментом. На валике, обрамляющем вход, в орнамент включены изображения, связанные с христианской символикой и евангельскими сюжетами: Агнец олицетворяет Христа; голова осла напоминает о торжественном входе Христа в Иерусалим; петух - об отречении апостола Петра; ангел, лев, орел и телец символизируют евангелистов и т. д.

Техническую часть строительства вёл архитектор Павел Михайлович Самарин. Как известно, дочь Саввы Мамонтова Вера была замужем за Самариным, но за другим, Александром Дмитриевичем, знатным дворянином, губернским предводителем дворянства, обер-прокурором Святейшего синода, членом Госсовета. Есть ли между двумя этими Самариными родственная связь, мне выяснить не удалось.

7.


8. Под главой церкви выложен фриз из разноцветных изразцов, придавший впечатление легкости мощному барабану. Позднее над входом было помещено изображение Спаса Нерукотворного (1882) работы Поленова, а печная труба в углу крыши покрыта изразцами (1890-е).


9.



В оформлении интерьера церкви ведущая роль принадлежала В.Д. Поленову. По его эскизам выполнены иконостас, киоты, подсвечники, запрестольный крест, паникадило, свадебные венцы, хоругви и другая церковная утварь. Двухъярусный иконостас восходит к интерьерам деревянных сельских церквей русского Севера. Иконы традиционного письма, собранные участниками Мамонтовского кружка, соседствуют в нем с авторскими произведениями.

10. Зайдём внутрь. Танцевать, как это принято, будем от печки.


11. Печь облицована изразцами, изготовленными здесь же, в Абрамцево по эскизам Михаила Врубеля.


12.


13. К дверцам печи тоже стоит присмотреться.


14.


15. Пол изначально хотели сделать просто цементным, но Васнецов настоял на том, чтобы была мозаика и сделал для неё эскиз.


16. У входа старославянским исчислением выложили даты строительства 1881-1882.


17. В восточной части, если постараться, можно увидеть витражное окно.


18. В росписи храма принимал участие и сын Саввы, молодой художник Андрей.


19.


20. Верхняя часть иконостаса.


21.


22. Царские врата.


23. В церкви вам дадут шпаргалку, по которой вы сможете определить что за иконы присутствуют на иконостасе и кто их автор.


24. Илья Репин, Спас Нерукотворный справа от царских врат.


25. Васнецов, Сергий Радонежский, в правом углу.


26. Васнецов, Богоматерь, слева от Царских врат.


27. Неврев, Николай Чудотворец, в левом углу.


28. Иконы верхнего ряда, 1-й ряд слева направо: Рождество Богородицы, Введение во храм Богородицы, Сретение Господне, Благовещение Пресвятой Богородицы, Вход Господень в Иерусалим, Воскресение Христово. 2-й ряд: Воздвижение креста Господня, Святая Троица, Распятие Христа, Преображение Господне, Успение Богородицы, Вознесение Господне.


29. Икона Казанской Божией Матери.


30. Богоматерь всех скорбящих радость.


31. Поленов, Благовещенье, на Царских вратах.



32. Поленов, Святая мученица Александра и Святой мученик Всеволод.



33. Поленов, Тайная вечеря.


34. Правый ряд иконостаса, слева направо: В.А. Репина, Святые Великомученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья.


35. Далее: Поленов, Кирилл и Мефодий, княгиня Ольга, Васнецов, князь Владимир, Поленов, Преподобный Алипий Иконописец, Нестор-летописец, Васнецов, Алексий, митрополит Московский.


36. Эта икона на северной стене, на схеме её нет, а я сам определить не смог.


37. Ещё один Спас в резном деревянном окладе.


38. На северной стене крест из песчаника с головой Иоанна Предтечи работы Антокольского.


39. Женская часть кружка тоже без дела не сидела, их руками вышито две иконы.


40.


41. Ещё из церковных предметов.


42.


43.


44. А это уже современная ваза, но вписалась она неплохо.


45. У северной стены церкви похоронены сам Савва Иванович, его жена Елизавета Григорьевна, дочь Вера и её сын Серёжа.


46.


Мы приехали к открытию музея и в церковь пришли одними из первых, провели там минут 40, рассматривая интерьеры и иконы, за это время сменилось несколько групп посетителей. А там нельзя так, на бегу, там надо побыть подольше.

Источник

Мамонтов, Васнецов В.М., Абрамцево, #веснаестьвесна, Врубель, церкви, Сергиево-Посадский район

Previous post Next post
Up