Балашиха. Фабрика

Nov 04, 2021 20:42

    За послеобеденным кофе коллега, живущий в Балашихе, поведал мне, что на территории бумаготкацкой фабрики открыли арт-пространство. Три года назад, когда я совершил первую веловылазку в Балашиху, фабрика для посещения была закрыта. А тут как раз выдался погожий денёк, и я решил съездить посмотреть, что там есть интересного на территории фабрики. Объединю фотографии августа 2018-го года со свежими.





Бурное развитие текстильной промышленности в 19-м веке не обошло стороной и Балашиху. В 1830-м году князь Трубецкой  построил на месте плотины и мельницы в деревне Плошиха (Блошиха, Блошино) небольшую деревянную фабрику по производству сукна.
    После смерти князя его компаньон, купец, почетный гражданин Петр Трифонович Молошников в 1846 году вместе со вдовой Трубецкого перестраивает ее под производство хлопчатобумажных тканей. В качестве "инвестора" для строительства новых зданий хитрый купец использовал страховую компанию. Он застраховал фабрику на значительную сумму, а в следующем 1847 году она вдруг взяла, и, совершенно случайно, сгорела. Полученная страховка и помогла Молошникову на месте пожарища построить кирпичный корпус, который и стал основой той фабрики, которую мы знаем сейчас. Это здание, кстати, сохранилось до сих пор и там долгое время располагалось ЖКО Балашихинской хлопко-прядильной фабрики (БХПФ).

2.



На месте бывшего сельца Блошино в середине 19-го века выстраивают новый пятиэтажный корпус уже в более привычном нам краснокирпичном стиле, куда и переводят основное производство. В то время на 128 машинах с 10 тысячами веретён трудились 510 рабочих. В те же годы из Англии выписывается 50-сильный паровой двигатель фирмы «Пратт» с воздушным охлаждением. Для монтажа нового оборудования в том же году в Балашиху приехал мастер Майкл Лунн, который возглавлял фабрику на протяжении 45 лет.

3.



В 1873-м году известные купцы и фабриканты Иван Карзинкин, Павел Шелапутин, Михаил Щеглов вместе с Лунном образовали Товарищество на паях «Балашихинская мануфактура».

4.



Конечно, одной паровой машины было недостаточно. Для закачки воды в водонапорную башню был построен ветряк. От Богородска протянули линию электропередачи, первую в стране. В 1912-м году от Реутово до фабрики была проложена железная дорога. Торф для паровой машины и отопления возили с берегов расположенного неподалёку Бисерова озера.

5. Советская власть фабрику, естественно, национализировала, управляющие, кто успел, разбежались. Кто не успел. того посадили. В результате количество работающих к 1920-му году сократилось вдвое. Сократился и выпуск продукции. За годы советской власти фабрика изменилась не сильно. В 1953-м году было пристроено здание, напоминающее котельную.


Но дымовые трубы остались старые.

6. Сначала подумал, что это здание советской постройки, но, присмотревшись внимательнее, обнаружил на нём стяжки, а значит здание дореволюционное.



7. В прошлый раз через главную проходную меня не пропустили, свободный доступ на территорию был только в двух местах.



8. Сейчас корпуса занимают арендаторы - всякие мелкие фирмочки-магазинчики, автосервисы и даже гостиница.



9.



10. Снести фабрику не получается, потому как у неё охранный статус объекта исторического наследия.



11. Но косметику в некоторых местах подновляют.



12. Особенно в тех частях, которые выходят на улицу.



13.



14. Эвакуационные лестницы.



15. Местами расписали забор.


16.


17. Внутри, похоже, всё осталось как во времена СССР, если не сказать царизма.


18. Разве что кое-где появились пластиковые окна.


19. Внутренние дворы фабрики.


20.


21.


22. Фабричные башни.


23.


24.


25. От часов остался только циферблат. 4 выглядит как IIII, а не IV, как принято сейчас.


26.


27.


28.


Никакого арта я так и не увидел, по-прежнему мелкие арендаторы, складики, магазинчики. Может быть арт где-то внутри главного здания?

29. Реконструируется здание, ближнее к берегу Пехорки. Уж здесь-то наверняка будет арт! Что же, придётся как-нибудь ещё приехать.

#уголкироссии, велопрогулки, старые фабрики, Балашиха

Previous post Next post
Up