Продолжим прогулки по конструктивистской Москве. Эта статья посвящена зданиям Наркомата путей сообщения возле станции метро Красные ворота. Много написано про здание самого наркомата, но редко кто упоминает ещё два конструктивистских здания, построенных в комплексе с наркоматом - здание поликлиники и жилой дом для сотрудников наркомата. Для того, чтобы попасть из наркомата в поликлинику достаточно перейти улицу, а чтобы домой - и улицу переходить не надо, достаточно просто свернуть во двор.
Но начнём с главного - со здания наркомата.
Чтобы понять почему его построили именно таким, необходимо обратиться к истории. Для постройки не расчищали площадку, а использовали уже стоящее на этом месте здание. Впрочем, обо всём по порядку.
Ещё в 17-м веке на этом месте располагался Государев Житный или Запасный двор, где хранились запасы зерна и продовольствия. В 18-м веке территория перешла в ведение Главной Дворцовой канцелярии, для которой в 1750-1760-е годы здесь был построен комплекс из четырех длинных двухэтажных корпусов, расположенных в форме квадрата. В центре северного корпуса появилась церковь во имя св. Севастьяна - по дню рождения правившей тогда императрицы Елизаветы. Через 10 лет церковь была переосвящена во имя св. Януария - на день его памяти пришлось восшествие на престол Екатерины II.
В 1753-1759 гг. работами по строительству Запасного дворца руководил гейзель архитектуры (помощник архитектора) Семён Яковлев, который в 1740-е гг. работал под управлением архитекторов И. Ф. Мичурина, затем Д. В. Ухтомского. Чтобы не путаться в терминах, надо сразу понять, что дворец - от слова двор, а запасный - от слова запас. То есть двор, на котором были запасы. В нескольких местах мне попадалось название ЗапаснОй дворец, что можно толковать как резервный. Это не правильно.
Запасный дворец - едва ли не единственное из казенных зданий Москвы, не пострадавшее от пожара 1812-го года. Возможно, именно хорошая сохранность послужила причиной того, что в Запасном дворце нашли пристанище раненые, причём с обеих воюющих сторон. А после оставления города французами дворцовый комплекс на время стал приютом для тех вернувшихся москвичей, кто потерял в пожаре свои дома и имущество.
В 1890-м строение передали в ведение Института благородных девиц, для нужд которого через двенадцать лет его реконструировали под руководством архитекторов Николая Никитина и Александра Мейснера. Дворец дополнили верхним (третьим) этажом, главный корпус расширили и оформили в стиле классицизм. В течение всего девятнадцатого века комплекс являлся доминантой района Сенной (ныне - площадь Лермонтова) и Красноворотской (ныне - площадь Красные ворота) площадей вместе с уникальными по архитектуре Красными Воротами, к сожалению, снесенными в годы советской власти.
2.
3. В начале прошлого века здание имело такой вид. Это фасад, выходящий на Сенную (Лермонтовскую) площадь.
После революции здание занял Народный комиссариат путей сообщения, радикально изменивший внешний вид всего комплекса в 1932 - 1933 годах. Архитектор И.А. Фомин придал Запасному дворцу конструктивистский облик: надстроил здание ещё двумя этажами, фасады сделал ровными и гладкими, изменил формы оконных проёмов, а на углу Новой Басманной и Садовой-Черногрязской улиц возвёл девятиэтажную башню с часами, в результате чего элементы старой архитектуры полностью исчезли. Комплекс получил в народе прозвища «Дом с трубой» и «Дом-паровоз» - последнее прозрачно намекало на занимавшее дом ведомство. Внутри здания частично сохранились старые интерьеры, своды на первом этаже, архитектура Мейснера сохранилась на восточном фасаде.
4. Здесь ещё можно заметить слегка выступающий парадный вход, над которым раньше был купол.
5. Но здание продолжали обтёсывать, пока фасад окончательно не стал плоским. Видно, что растесали и окна пятого этажа. А вот окна нижних трёх этажей практически не изменились.
6. Задача перед архитекторами стояла непростая - как сделать из классицистического здания конструктивистское, сохранив старые стены. Все вопросы сняла башня - здесь тебе и вертикальное ленточное остекление, и угловые балконы, и вертикальная доминанта.
7. В итоге получилось, что два этажа 18-го века надстроили третьим в веке 19-м и ещё 4-м и 5-м в 20-м веке. Вот с каким запасом строили раньше!
8. Фото примерно 1988-го года. Идёт реконструкция здания. Часы с арабскими цифрами. И фонарь классный.
9. А сейчас на часах римские, как и было изначально.
10. Раньше на здании была угловая мемориальная доска в честь Дзержинского, но я не удосужился её поискать, а на глаза мне попался только этот министр. 29 лет - неплохой стаж.
11. Напротив бывшего парадного фасада Наркомата путей сообщения в 1932-м году была построена поликлиника для железнодорожников (архитекторы И. А. Фомин, Н. Петров, А. Д. Тарле). В настоящее время - Центральная поликлиника ОАО «РЖД».
12. Конфигурация четырехэтажного здания с закругленными торцами образует полуоткрытый дворик, выходящий на улицу. Во дворике на первом этаже устроена терраса на столбах, а на четвертом - протяжённый балкон. Венчающий карниз типичен для декоративного стиля 1930-х годов. Недавно была проведена реконструкция здания.
13.
14. В комплексе со зданием наркомата и поликлиники в 1932-м году был построен восьмиэтажный шестнадцатиподъездный жилой дом. Архитекторами были специалисты по жилым домам - А.И. Мешков и И.С. Николаев.
15. Задача был непростая - втиснуть большой дом на весьма ограниченный участок. При этом строить дома выше 8-ми этажей в то время не разрешалось.
16. В итоге два протяженных восьмиэтажных корпуса соединили пониженным шестиэтажным корпусом-перемычкой, поставленным на столбы. Комплекс включает 350 квартир.
17. Обращает на себя внимание не характерный для жилых зданий выразительный цилиндрический выступ на западном фасаде.
Тесновато получилось, но зато работа в двух шагах.
В следующий раз погуляем по Красносельскому району. Это не далеко, достаточно улицу перейти.
Путеводитель по конструктивизму в моём журнале