Царский павильон на Ходынке

Feb 01, 2020 21:01

    В окружении громад очередного жилого комплекса находится небольшое изящное здание, украшенное изразцами. Если не знать, что он именно там находится, заметить с улицы его очень сложно. Это здание - бывший Царский или Императорский павильон Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки, которая в 1882 году открылась в Москве на территории Ходынского поля. Этот павильон - единственная постройка грандиозного выставочного ансамбля, сохранившаяся до наших дней, почти в первоначальном виде.



2. Для сравнения - дореволюционная фотография. Видно, что некоторые росписи утрачены.


3. Сначала выставку планировали провести в 1881 году, но из-за убийства императора Александра II отложили на год. Открытие выставки в 1882 году оказалось приуроченным к торжествам коронации императора Александра III.


Выставка отличалась невиданным размахом - ее комплекс занимал территорию в 30 гектаров и насчитывал 80 различных павильонов и сооружений. Она вполне могла бы посоперничать с нынешней ВДНХ. На отведенной под выставку территории возник живописный городок, в создании которого принимали участие крупнейшие петербургские и московские зодчие (окончательный проект был выработан московскими архитекторами Александром Степановичем Каминским и Августом Вебером). В бесчисленных павильонах экспонировались важнейшие достижения тех лет, выставка охватывала различные области промышленности, сельского хозяйства, науки и техники, здравоохранения, военного и морского дела, а также кустарных промыслов. В отдельных частных павильонах представляли свою продукцию ведущие предприятия России. Впервые на выставке был устроен художественный отдел - в специальном павильоне экспонировались более 900 работ известных русских художников и скульпторов, среди которых Василий Верещагин, Николай Ге, Иван Крамской, Илья Репин, Василий Поленов и другие. Но остался от всей этой красоты только один маленький павильон, и тот чудом.

4.


Центром выставки был, созданный по проекту Каминского и Вебера, колоссальный Главный павильон, построенный из металла и стекла - расположенный у главного входа, он открывал выставку и служил ее своеобразной визитной карточкой. Он состоял из восьми трёхнефных павильонов, расположенных звездообразно и соединенных между собой двумя концентрическими галереями, и в плане был похож на колесо со спицами. Справа и слева к нему примыкали длинные павильоны, где размещались машинный, художественный и учебный отделы. Большинство павильонов выставки представляли собой временные сборно-разборные сооружения. Когда готовились торжества по случаю восшествия на трон Николая I, потребовалось освободить территорию на Ходынском поле. Павильоны разобрали и перевезли в новые места - Центральный павильон, например, был использован для следующей Всероссийской выставки, которая прошла в Нижнем Новгороде в 1896 году.

5.


Царский или Императорский павильон, предназначенный для «отдохновения высочайших особ» и закрытый для других посетителей, был спроектирован в популярном тогда «русском стиле», мастером которого был Александр Степанович Каминский.

6.


7.


Здание павильона отличает сложная объемно-пространственная композиция (что было характерно для древнерусского гражданского строительства), оно как будто составлено из нескольких самостоятельных объемов, каждое из которых имеет оригинальное завершение. Вход в здание выполнен в виде стилизованного крыльца с высокой шатровой кровлей. Фасады павильона оформлены с использованием элементов и приемов древнерусской архитектуры (оконные наличники, полуколонки, ниши-ширинки) и богато декорированы полихромными изразцами, выполненными по оригинальным авторским рисункам, что придает всему зданию нарядный и праздничный вид.
    Оформление интерьеров павильона также отличалось богатством и изяществом. Все помещения - покои императора и императрицы, кабинет, столовая, гостиная - украшены изысканной лепниной и резьбой по дереву с использованием декоративных элементов восточной, европейской и древнерусской архитектуры.

8.


9. Говорят, что  сохранилось и богатое убранство внутренних помещений.


10.


11.


12.


13.


14.


15.


16.


17.


18.


19. В 1911-м году павильон был передан клубу лыжников при условии, что там будут проводиться бесплатные занятия с детьми.


20. По Ходынскому полю была проложена лыжня. Впоследствии на этом месте возник стадион Юных пионеров. Но юные пионеры выросли, повзрослели, разбогатели и вместо стадиона построили себе скромные хижины, назвав их именами российских императоров.


21. Сейчас в здании бывшего павильона располагается ресторан, чтобы бывшим юным пионерам было где подкрепиться.


22. Но и от стадиона осталась память - два мозаичных панно.


23.


24. Панно были перенесены с бывшего центрального входа на стадион.


В сообщении использованы материалы статьи Марии Подъяпольской с сайта "Узнай Москву".

Динамо, мозаика, русский стиль, Беговой район, Москва

Previous post Next post
Up