Возьмем классическую пейзажную пленку с очень хорошими показателями разрешающей способности и гранулярности - Velvia 50.
По даташиту вельвия разрешает 65 циклов на мм, это те же 65 lpmm (штрихов на мм), то есть 65 пар линий на мм (в современной практике под линией подразумевается линия и промежуток, следующий за ней).
Переводим пары линий на мм в кол-во единичных отсчетов сканирования на мм (spmm, samples per mm) путем умножения на 2, получаем 130 spmm (130 сэмплов, отсчетов = пикселей сканирования), что равняется 3302 spi (либо dpi, что в данном контексте то же самое).
Теорема Найквиста-Шэннона гласит, что реальная восстановленная пространственная частота сигнала будет НЕ БОЛЕЕ 1/2 от частоты сэмплирования.
Иначе говоря, Fs > 2B
То есть теорема Найквиста-Шэннона предполагает, что для восстановления исходного сигнала частота сэмплирования должна быть НЕ МЕНЕЕ, ЧЕМ ВДВОЕ БОЛЬШЕ частоты исходного сигнала.
Это значит, что 3302 Х 2 = 6604 spi - это МИНИМАЛЬНО ДОПУСТИМОЕ разрешение, при котором ТЕОРЕТИЧЕСКИ возможно последующее полное без алиасинга восстановление исходного изображения.
Таким образом, по Найквисту-Шэннону для полного последующего воспроизведения 3302 dpi на пленке Velvia 50 нужно разрешение сканирования НЕ МЕНЕЕ 6604 spi.
Вопросы о том, какая оптика может разрешить 65 lpmm, оставим в стороне. В данном случае задача была вычислить, с каким МИНИМАЛЬНЫМ честным разрешением нужно сканировать хорошую позитивную пленку, чтобы считать с нее все возможные детали. Подчеркну - речь идет именно о ДЕТАЛЯХ, о РАЗРЕШЕНИИ, а не о ЗЕРНЕ. Чтобы прочесть и зафиксировать для последующего воспроизведения также и зерно на этой пленке, необходимо разрешение большее, чем 6604 spi.
Практика подсказывает, что 8000 spi на хорошем барабанном сканере ДОСТАТОЧНЫ (и, что важно, НЕОБХОДИМЫ) для получения СОВЕРШЕННО ПОЛНОГО цифрового оригинала с любой цветной позитивной пленки.
Для любителей нямки с душком - есть уже совершенно адовая (ближе к концу) ветка на фотоклубе. Только для сильных духом.
http://club.foto.ru/forum/20/688879