Пока снимаешь на 35 мм систему, с фокусировкой особо не мучаешь мозг - всегда есть спасительный гиперфокал, диафрагма 16 и ГРИП от забора до обеда.
Если есть значимый передний план - то его в фокус, если такового нет - то прицел на бесконечность, диафрагму ставим максимально возможную по ситуации и с учетом дифракционного предела. Эту простую схему, в свое время услышанную в качестве рекомендации от
sail2ithaki, я давно повесил себе на холодильник, она на самом деле очень хорошо работает.
Со средним форматом дела сложнее - нехватку ГРИП там видно сильнее. Поэтому приходится все время определяться не только между ПП и ЗП, но и точно выбирать акценты фокусировки там и там. Главная проблема в том, что тут нельзя применять компромиссную фокусировку, как в 35 мм системе, когда фокусируешься "где-то посередине". На среднем формате это самое "где-то" будет отчетливо видно даже на прижатых диафрагмах, и крупный формат подчеркнет очень красиво и пластично вашу ошибочную точку фокусировки.
Поэтому вообще в фотографии хорошо даже в сложных ситуациях и на зажатых точно определиться с фокусом. Какое-то решение, принятое своевременно, всегда лучше, чем никакого.
Также не забываем о кривизне поля и об особенностях перекадрирования после фокусировки:
http://dmitry-novak.livejournal.com/73752.html