Зерно является структурной единицей пленочного изображения и при достаточном разрешении оптической системы участвует в кодировании фактур и деталей, которые в свою очередь в макромасштабе кодируют тон (за исключением боке и абсолютно ровных поверхностей без фактуры).
Шум же не является структурной единицей изображения, он является ПОМЕХОЙ, которая в отдельных случаях лишь технически, как своего рода костыли, помогает компенсировать нехватку битности изображения при некоторых его тональных преобразованиях (например, искусственное добавление небольшого шума облегчает работу с тональными переходами).
Зерно в силу принципа работы пленки является всегда полезной информацией по определению, нет зерна - нет фотографии. Шум является фактором деградации изображения, помехой, и его применение как технического приема не меняет его сути.
Чтобы стать художественным приемом, шум должен каким-то образом превратиться в зерно, из помехи стать частью структуры изображения, только тогда он будет полезен.
В связи с этим Холодильник рекомендует к повторному ознакомлению:
http://dmitry-novak.livejournal.com/64381.html